Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Роль принципа добросовестности при признании сделки недействительной

Юриспруденция
11.06.2025
4
Поделиться
Библиографическое описание
Атаев, Д. Д. Роль принципа добросовестности при признании сделки недействительной / Д. Д. Атаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 24 (575). — С. 306-308. — URL: https://moluch.ru/archive/575/126570/.


В статье проводится анализ принципа добросовестности в гражданском праве, а также его роль при признании сделки недействительной. Автором исследуются сложившиеся теоретико-правовые подходы к проблеме добросовестности, а также основные положения о недействительности сделок в рамках данного принципа.

Ключевые слова: недействительные сделки, принцип добросовестности, недобросовестность, оспаривание сделок.

The article analyzes the principle of good faith in civil law, as well as its role in recognizing a transaction as invalid. The author examines the established theoretical and legal approaches to the problem of good faith, as well as the main provisions on the invalidity of transactions within the framework of this principle.

Keywords: invalid transactions, principle of good faith, bad faith, challenging transactions.

Согласно положениям действующего законодательства граждане обязаны действовать добросовестно, в том числе и при заключении сделок с другими участниками гражданско-правовых отношений. В связи с чем, особый интерес на теоретическом и практическом уровне вызывают правовые принципы, в том числе и добросовестности субъектов гражданских правоотношений. Прежде чем определить роль принципа добросовестности при признании сделки недействительной, необходимо определить, что следует понимать под принципами в праве, в общем. Понятие «принцип» происходит от латинского слова «principium», в переводе означающее — исходное положение. Согласно философии права под принципом следует понимать «непосредственное обобщение опыта и фактов, результатом которого является основная мысль, идея, служащая для построения какой-либо теории» [3, C.77]. В логике данный термин понимается учеными, как «основание системы, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления этой области, из которой данный принцип абстрагирован» [4, C.294].

В теории права принципы, чаще всего, рассматриваются как идеи, подлежащие реализации в нормативно-правовом регулировании и на практике. Так, Ведяхин В. М. под правовыми принципами понимает «руководящие положения права, его основные начала, выражающие объективные закономерности, тенденции и потребности общества, определяющие сущность всей системы, отрасли или института права и имеющие в силу их правового закрепления общеобязательное значение» [5, C.19–28].

Закрепление в ГК РФ исследуемого принципа Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой гражданского кодекса Российской Федерации» привело к возникновению споров относительно целесообразности на законодательном уровне данного понятия, а также его правовой и морально-нравственной природы. Многие представители научного сообщества в своих трудах высказывают мнение о невозможности включения принципа добросовестности в гражданском праве, поскольку отсутствует его согласованная единая дефиниция, что приводит к отсутствию единообразия в складывающейся судебной практике. Такую позицию можно считать обоснованной, поскольку именно суды при рассмотрении споров обязаны определить то, отвечает ли поведение сторон и их действия, критериям принципа добросовестности. Так, например, Расулова Н. А. обратилась в суд с иском к Бобыкину А. А., Хчоян А. Т. о признании договора купли-продажи доли жилого дома и земельного участка недействительным, применении последствий недействительности сделки, взыскании судебных расходов. В обоснование заявленных требований указывая на то, что Хчоян А. Т. продала от ее имени принадлежащее истцу имущества ответчику Бобыкину А. А. Однако полномочий на совершение такой сделки не было, поскольку истцом была отозвана доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, ранее выданная на ответчика. Таким образом, обращаясь в суд с иском, указала на то, что сделка является недействительной. Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, Новоспасский районный суд Ульяновской области, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на положения п.1 ст.10 ГК РФ. Суд не усмотрел в действиях ответчика недобросовестного поведения, так как обязательства по договору купли-продажи между ответчиками были исполнены. Напротив, суд усмотрел недобросовестное поведение в действиях истца, поскольку она вводила ответчиков в заблуждение.

Другим примером является Решение Октябрьского районного суда г. Омска Омской области по иску Штеблау О. П. к Суханову И. И., Юлаевой О. П. о признании сделки договора купли-продажи земельного участка недействительной и применении последствий недействительности сделки. Обращаясь в суд с иском, истец мотивировала исковые требования тем, что она является собственником земельного участка, расположенного в СНТ «Полет-10», предоставленного истцу на основании Распоряжения Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска. Ей стало известно, что между ответчиками заключен оспариваемый договор, который нарушает ее права. По мнению Штеблау О. П. он является мнимым, совершен для вида, без намерения создать правовые последствия. Рассматривая заявленные исковые требования, изучив возражения ответчиков, суд пришел к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований и применения к ответчикам положений ст. 10 ГК РФ не имеется. Таким образом, признал необоснованными доводы истца о недобросовестном поведении ответчиков, в виду отсутствия злоупотреблениями ими своими гражданскими правами [2].

Приведенные примеры судебной практики позволяют прийти к выводу о том, что в настоящее время при рассмотрении споров, связанных с признанием сделок недействительными, отсутствует единообразие. В первую очередь, данная проблема связана с отсутствием легального толкования исследуемого принципа. Последствием данного пробела, на наш взгляд, является то, что участник гражданско-правовых отношений, возникающих при заключении той или иной сделки, может понести неблагоприятные последствия при признании ее недействительной. Исходя из чего, считаем необходимым закрепить в положениях ст. 1 ГК РФ дефиницию принципа добросовестности, а также дать соответствующие разъяснения в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ по данной проблеме, что позволит привести судебные акты к единообразной позиции.

Литература:

  1. Решение Новосспаского районного суда Ульяновской области от 01 июля 2024 года по делу № 2–1-105/2024//Судебные и нормативные акты РФ [Электронный ресурс]: URL: www.consultant.ru
  2. Решение Октябрьского районного суда г. Омска Омской области от 15 мая 2023 года по делу № 2–1476/2023//Судебные и нормативные акты РФ [Электронный ресурс]: URL: www.consultant.ru
  3. Сичивица О. М. Методы и формы научного познания. — М., 1972. С.77.
  4. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Ивина. — М., 2004. С. 294.
  5. Ведяхин В. М. Понятие и классификация принципов права // Право и политика. — 2002. — № 4. — С.19–28.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
недействительные сделки
принцип добросовестности
недобросовестность
оспаривание сделок
Молодой учёный №24 (575) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 306-308):
Часть 5 (стр. 299-371)
Расположение в файле:
стр. 299стр. 306-308стр. 371

Молодой учёный