Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Система компьютерных преступлений в российской правовой системе

Юриспруденция
10.06.2025
1
Поделиться
Библиографическое описание
Насонова, М. А. Система компьютерных преступлений в российской правовой системе / М. А. Насонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 24 (575). — С. 396-398. — URL: https://moluch.ru/archive/575/126558/.


Статья посвящена исследованию системы компьютерных преступлений, закрепленная в российском уголовном законодательстве. Рассматриваются основные подходы, сложившиеся в литературе, относительно понимания термина «компьютерные преступления», а также их классификации. В заключении предлагается авторское видение системы компьютерных преступлений.

Ключевые слова: компьютерные преступления, неправомерный доступ, киберпреступность, информационная безопасность.

В эпоху цифровизации, стремительное развитие информационных технологий обуславливает рост киберугроз, ставя перед российской правовой систему задачу эффективного противодействия компьютерным преступлениям. Актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа действующей системы, выявления проблем и разработки путей ее совершенствования. Статистические данные последних лет [10] наглядно демонстрируют тревожную тенденцию увеличения количества преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (далее — ИКТ), и, в особенности, преступлений, непосредственно затрагивающих компьютерную информацию.

Так, за период с 2020 по 2024 гг. наблюдается кратный рост как общего числа зарегистрированных преступлений с использованием ИКТ (с 510,4 тыс. в 2020 до 702,9 тыс. за 2024), так и их доли в структуре общей преступности (с 25 % до почти 40 %). При этом, рост преступлений, непосредственно совершаемых в сфере компьютерной информации, также носит показательный характер, увеличившись с 44498 в 2020 г. до 97503 тыс. преступлений в 2024 г., что подчеркивает уязвимость информационных систем и необходимость совершенствования механизмов их защиту.

Уголовный кодекс Российской Федерации [1] (далее — УК РФ) заложил основы для осмысления компьютерных преступлений как новой, ранее неизвестной формы уголовно-наказуемых деяний. Формирование уголовно-правовых норм происходило на стыке понятий «информационные преступления» и «компьютерные преступления». Термин «компьютерные преступления» закрепился в уголовно-правовой терминологии благодаря его широкому распространению на международном уровне, а также его удобству для использования в криминологическом и криминалистическом анализе, особенно при изучении личности преступника или способов совершения преступления. В российском уголовном праве отсутствует законодательное определение компьютерных преступлений, что порождает дискуссии в юридической доктрине.

Попытки определения варьируются от акцента на посягательстве на компьютерную информацию (В. Л. Кудрявцев) [4, с. 72], до более широких подходов, учитывающих не только угрозу безопасности данных, но и использование компьютерных систем и сетей в качестве инструментов совершения преступлений (А. А. Жмыхов) [3, с. 110]. М. А. Ефремова выделяет преступления против безопасности ИКТ [2, с. 52]. Существуют и скептические взгляды, отрицающие самостоятельность компьютерных преступлений, или предлагающие рассматривать термин «компьютерные преступления» как условное обозначение (Н. А. Селиванов) [8, с. 38]. При этом отмечается, что данный термин может быть недостаточным для охвата всего многообразия преступлений, совершаемых с использованием ИКТ (Т. Л. Тропина) [9, с. 87].

Анализ существующих дефиниций позволил выявить неоднозначность терминологического аппарата. Многие исследователи используют понятия «киберпреступность», «компьютерные преступления» и «преступления в сфере компьютерное информации» как взаимозаменяемые. Однако, представляется целесообразным разграничить данные понятия, учитывая их специфику.

Так, термин «киберпреступность» является более широким по отношению к термину «компьютерные преступления». Последние акцентируют внимание на деяниях, совершаемых посредством или против компьютеров и компьютерных систем, в то время как «киберпреступность» охватывает весь спектр противоправных деяний, совершаемых в компьютерной среде, а также преступления, направленные против различных систем и каналов связи, включая глобальную сеть Интернет, либо совершенные с их использованием. Таким образом, понятие киберпреступности включает в себя не только традиционные компьютерные преступления, но и более широкий круг противоправных деяний, связанных с использованием цифровых технологий. Также можно выделить ряд специфических черт, характеризующих данный вид противоправной деятельности: повышенная латентность; отложенный характер наступления уголовно-правовых последствий; дистанционный характер; автоматизация; трансграничный характер и т. д. Преступления в сфере компьютерной информации характеризуются уникальным набором признаков, которые обуславливают их высокую общественную опасность и необходимость применения комплексного подхода к их изучению.

Следует отметить, что основания для привлечения к уголовной ответственности за компьютерные преступления аналогичны основаниям для любого уголовно-наказуемого деяния и включают: противоправность (нарушение норм, регулирующих компьютерную или информационную безопасность), общественную опасность, наказуемость (наличие уголовной ответственности), виновность и причинно-следственную связь между противоправным деянием и наступившими негативными последствиями [5, с. 35–36].

В рамках уголовно-правовой охраны информационных отношений, действующих УК РФ (гл. 28) выделяет отношения, возникающие в связи с противоправными посягательствами в сфере компьютерной информации, определяя ее как основную категорию. Соответственно, в контексте компьютерных преступлений возникает необходимость обеспечения различных видов информации, гарантируя неприкосновенность и охрану частной жизни, чести и достоинства граждан, их право на доступ к информации, комфортную информационную среду. Запреты, установленные гл. 28 УК РФ, направлены на предотвращение общественно опасных деяний, посягающих на безопасность компьютерной информации и систем ее обработки [7, с. 531].

Введение уголовной ответственности за деяния, связанные с незаконным использованием компьютерной информации, было обусловлено растущей ролью компьютерной техники в различных сферах деятельности и, как следствие, повышением уязвимости компьютерной информации. Соответственно, выделенная группа преступлений против компьютерной информации представляет собой первую группу преступлений в сфере ИКТ и компьютерной информации.

Также Д. В. Пучков справедливо отмечает, что «исходя из деления по объекту и субъекту преступления, предметом этой группы преступлений выступает сама компьютерная информация, что вытекает из сути противоправных деяний, установленных в ст. 272, 273 и 274 УК РФ», а также автором выделяется вторая группа, которую составляют преступления, в которых компьютерная информация служит средством совершения. К ним относятся: мошенничество в сфере компьютерной информации, незаконная организация и проведение азартных игра с использованием ИКТ, сбыт наркотических средств через электронные сети и другие [6, с. 66].

Представляется, что в условиях стремительного развития кибертехнологий, ряд преступных деяний уже сегодня могут подпадать под категорию преступлений в сфере компьютерной информации, даже если их составы изначально не предусматривают использование ИКТ. Фактически «информационный» компонент проникает в составы преступлений, не направленных, казалось бы, непосредственно на сферу информационной безопасности и не предполагающих хищение, уничтожение или модификацию информации, но оказывающих существенное негативное информационное воздействие. То есть число преступлений, которые могут быть совершены с использованием ИКТ, значительно превышает перечень, представленный в действующем УК РФ.

Резюмируя вышеизложенное, считаем необходимым под компьютерными преступлениями понимать общественно опасные виновные, уголовно-наказуемые деяния, совершаемые с использованием компьютерных систем, сетей и/или ИКТ, направленные на противоправное получение доступа к компьютерной информации, изменение, уничтожение, блокирование, копирование, хищение, а также совершение иных преступлений, в которых компьютерная информация, системы или сети выступают средством, орудием или объектом посягательства, причиняющие вред личности, обществу или государству. В рамках построения системы компьютерных преступлений, как видится, необходимо придерживаться традиционного подхода и классифицировать их в зависимости от объекта посягательства: преступления, направленные непосредственно на компьютерную информацию (гл. 28 УК РФ), преступления, направленные на компьютерные системы и сети (деяния, непосредственно затрагивающие работоспособность, безопасность или функционирование компьютерных систем/сетей), преступления, использующие компьютерные системы и сети как средство их совершения.

Литература:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 28.02.2025) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954; 2025. — № 9. — Ст. 860.
  2. Ефремова М. А. К вопросу о понятии компьютерной информации / М. А. Ефремова // Российская юстиция. — 2012. — № 7. — С. 50–52.
  3. Жмыхов А. А. Компьютерная преступность за рубежом и ее предупреждение: автореф. дисс. … канд. юр. наук. М., 2003. 26 с.
  4. Кудрявцев В. Л. Преступления в сфере компьютерной информации: общая характеристика / В. Л. Кудряцев // Уголовное законодательство в XXI веке: современное состояние, проблемы трактовки и применения его положений с учетом задач дальнейшего укрепления экономического правопорядка: материалы межд. научно-практич. конференции (Нижний Новгород, 1 марта 2012 года) / под ред. А. В. Козлова. — Н. Новгород: НИУ ВШЭ, 2012. — С. 69–76.
  5. Попов А. Н. Преступления в сфере компьютерной информации: учебное пособие / А. Н. Попов. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2018. — 69 с.
  6. Пучков Д. В. Состояние уголовно-правового регулирования киберпреступлений в уголовном законодательстве Российской Федерации / Д. В. Пучков // Правовая политика и правовая жизнь. — 2019. — № 1. — С. 63–71.
  7. Российское уголовное право. Особенная часть: Особенная часть: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Юриспруденция» и специальности «Юриспруденция» / С. В. Землюков и др.; под ред. В. С. Комиссарова. — Москва: Питер, 2008. — 718 с.
  8. Селиванов Н. А. Проблемы борьбы с компьютерной преступностью / Н. А. Селиванов // Законность. — 1993. — № 8. — С. 36–40.
  9. Тропина Т. Л. Борьба с киберпреступностью: возможна ли разработка универсального механизма? / Т. Л. Тропина // Международное правосудие. — 2012. — № 3 (4). — С. 86–95.
  10. Состояние преступности в Российской Федерации за 2020–2024 г. // Официальный сайт МВД России. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/59951540/ (дата обращения: 25.03.2025).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
компьютерные преступления
неправомерный доступ
киберпреступность
информационная безопасность
Молодой учёный №24 (575) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 396-398):
Часть 6 (стр. 373-435)
Расположение в файле:
стр. 373стр. 396-398стр. 435

Молодой учёный