Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Правовое регулирование банкротства корпораций в Российской Федерации: история развития и направления совершенствования

Юриспруденция
12.06.2025
Поделиться
Библиографическое описание
Гунич, О. О. Правовое регулирование банкротства корпораций в Российской Федерации: история развития и направления совершенствования / О. О. Гунич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 24 (575). — С. 339-342. — URL: https://moluch.ru/archive/575/126547/.


Основным законом, регулирующим несостоятельность юридических и физических лиц в России, является Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в который с момента его вступления в силу 26 октября 2002 года неоднократно вносились изменения.

В конце декабря 2008 г. были приняты дальнейшие реформы, включая положения об администраторах банкротства, приоритетах платежей, правах обеспеченных кредиторов, обращении взыскания на обеспечение во время банкротств и уплате налогов.

Вероятно, самое значительное изменение российского законодательства о несостоятельности до принятия в 2002 г. Закона «О банкротстве» произошло с принятием поправок в законодательство 1998 г., которое заменило закон о банкротстве 1992 г. Закон 1992 г. сам по себе был новым правовым режимом, установленным после распада бывшего Советского Союза.

Поправки 1998 г. вызвали живой интерес как у средств массовой информации, так и у ученых-юристов, поскольку они были провозглашены фундаментальной реформой законов о банкротстве, которая позволяла должникам до принятия поправок накапливать непреодолимые долги, которые оставляли очень мало средств для распределения.

Предыдущие законы подвергались критике как слишком благоприятные для должников, позволяющие более слабым компаниям продолжать финансировать свои испытывающие трудности операции, не платя кредиторам. Тем самым, многие российские эксперты по экономике и неплатежеспособности утверждали, что законы о банкротстве способствовали крупным неплатежам, которые должникам позволялось накапливать до того, как они были объявлены банкротами.

Отличительной чертой поправок 1998 г. и темой большей части дискуссий была надежда на новый экономический прагматизм в отношении закона «о банкротстве», который поможет модернизировать экономику.

В то время в России существовал уровень неплатежей, который угрожал жизнеспособности экономики, и сторонники реформ считали, что законы о банкротстве слишком мягки к неплатежеспособным должникам.

В апреле 2009 г. были внесены дополнительные поправки, которые включали положения о субсидиарной ответственности перед третьими лицами при банкротстве; более низкие пороги добровольного банкротства; правила урегулирования конфликтов между субъектами хозяйствования; и положения, касающиеся инструментов судебного разбирательства по делам о банкротстве, таких как действия по предотвращению, используемые для возврата активов в конкурсную массу (например, иски о преференциях или мошеннические передачи).

30 июля 2017 г. в Закон «О банкротстве» были внесены существенные изменения, касающиеся субсидиарной ответственности контролирующих лиц. Эти и другие последующие поправки к российскому Закону «О банкротстве» были призваны усовершенствовать практическое применение его положений и предотвратить предполагаемые злоупотребления со стороны акционеров.

Существуют различные законы, которые устанавливают нормы финансового оздоровления и неплатежеспособности компаний, помимо Закона о несостоятельности. Например, в процессуальном кодексе содержатся правила, которые регулируют процесс рассмотрения дел о неплатежеспособности компании арбитражными судами.

Законодательство о несостоятельности и процедуры неплатежеспособности в РФ имеют тенденцию скорее ликвидировать обанкротившийся бизнес, чем восстанавливать платежеспособность должника. Тем самым, наиболее используемой процедурой банкротства является конкурсное производство, а не финансовое оздоровление и внешнее управление, направленное на поддержку и восстановление бизнеса должника. Одной из причин такого акцента на конкурсном управлении является то, что кредиторам предоставлена широкая свобода действий в выборе процедуры несостоятельности, которая будет применяться к должнику. Таким образом, в большинстве случаев основной целью производства по делу о несостоятельности является продажа имущества должника и удовлетворение требований кредиторов.

Сделать вывод о том, что Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» имеет множество недоработок, можно на примере судебной практики, и постоянных поправок в данное законодательство. Ниже рассмотрим статистику с портала «Федресурс» о введении судами процедур банкротства за 2023 г.

Таблица 1

Количество сообщений о введении судами процедур в отношении юридических лиц и крестьянско-фермерских хозяйств

Мес/Год

Открытие конкурсного производства

О введении наблюдения

О введении внешнего управления

О введении финансового оздоровления

Январь/ 2023

364

494

2

1

Февраль/ 2023

478

621

5

-

Март/ 2023

525

691

6

-

Апрель/ 2023

519

662

6

-

Май/ 2023

523

624

7

-

Июнь/ 2023

706

634

5

3

Июль/ 2023

595

642

10

3

Август/ 2023

689

603

9

1

Сентябрь/ 2023

672

584

10

1

Янв-сен/ 2023

5071

5555

60

9

Янв-сен/ 2022

7220

4333

113

7

Таким образом, исходя из данных статистики можно отметить, что в период с января по сентябрь 2023 г. количество банкротств сократилось на 29,8 % по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. и составило 5071 случаев. В то же время число наблюдений увеличилось на 28 % до 5555 случаев в те же периоды. В сравнении с предпандемическим периодом (9 месяцев 2019 г.) количество конкурсных производств уменьшилось на 44,4 %, а число наблюдений снизилось на 25,2 % за 9 месяцев 2023 г.

Количество намерений кредиторов обратиться в суд с заявлениями о банкротстве компаний в январе-сентябре 2023 г. составило 23519 случаев, что в 2,9 раза больше, чем в аналогичном периоде 2022 г.

Такой рост числа наблюдений и намерений кредиторов объясняется действием моратория на инициирование новых дел о банкротстве кредиторами в значительной части 2022 г. Кроме того, внесудебная реструктуризация долгов оказалась эффективной альтернативой банкротству. Государственная поддержка экономики и инфраструктурные изменения в банкротной отрасли также сыграли свою роль в стабильности компаний. В результате, доля процедур, инициированных конкурсными кредиторами, увеличилась до 77,6 % в январе-сентябре 2023 г. по сравнению с 66,8 % в аналогичном периоде 2022 г. Доля ФНС России как заявителя снизилась до 13,4 % (по сравнению с 24,1 % в те же периоды). Должники по собственной инициативе начали свое банкротство в 8,6 % случаев, а работники инициировали 0,4 % дел.

Количество реструктуризаций (внешних управлений и финансовых оздоровлений) составило 69 случаев за 9 месяцев 2023 г. (по сравнению с 120 случаями в аналогичном периоде 2022 г.), и их доля упала до 1,3 % от общего числа процедур, кроме наблюдения, с 1,6 % в те же периоды.

Из-за отсутствия законодательного закрепления основной юридической цели несостоятельности (банкротства), ее определение является спорным в современной и правовой литературе.

В указанной связи, М. В. Телюкина указывает на две равнозначные цели конкурсного права: «восстановительную (восстановление платежеспособности должника) и ликвидационную (исключение неплатежеспособных должников из экономического оборота), которые направлены в конечном счете на удовлетворение требований кредиторов в максимально возможном объеме» [1].

По мнению Е. А. Колиниченко: «к настоящему моменту реабилитационные процедуры стоят во главе угла процедур банкротства фактически всех развитых правовых систем; на современном этапе помимо справедливого удовлетворения кредиторов другой, не менее важной целью производства по делу о несостоятельности является восстановление платежеспособности должника» [2].

Е. Г. Дорохина указывает, что: «основной целью правового регулирования несостоятельности (банкротства) является установление правил, позволяющих обеспечить максимальное удовлетворение требований кредиторов несостоятельного должника на принципах очередности и пропорциональности» [3].

Ликвидация юридического лица проходит либо добровольно, либо принудительно, так же существует внесудебный порядок, который может быть осуществлён налоговым органом.

В случае, если задолженность превышает 300 000 рублей и не погашается в течение трех месяцев, принудительная ликвидация за счет средств кредиторов начинается. Добровольная ликвидация организации может быть проведена в любое время в течение ее существования. Налоговый орган проводит внесудебную ликвидацию в случае неисполнения обязательств по налоговой отчетности. При банкротстве юридического лица применяются следующие процедуры:

— Наблюдение — процедура неплатежеспособности, применяемая к должнику с целью сохранения его имущества, анализа его финансового положения, подготовки реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. По общему правилу процедура наблюдения является первой и обязательной стадией производства по делу о несостоятельности.

— Финансовое оздоровление — процедура неплатежеспособности, применяемая к должнику с целью восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с утвержденным графиком погашения задолженности. Финансовое оздоровление длится не более двух лет.

— Внешнее управление — процедура неплатежеспособности, применяемая к должнику с целью восстановления его платежеспособности. Обычно внешнее управление в суде устанавливается по решению собрания кредиторов. В начале действия внешнего управления установлен срок до 18 месяцев, который может быть увеличен на шесть месяцев. Общий период внешнего управления и финансового оздоровления не должен превышать двух лет.

— Конкурсное производство — применяется к должнику, уже признанным банкротом с целью реализации имущества должника для погашения требований кредиторов.

— Мировое соглашение. Процедура, применяемая в деле о банкротстве с целью достижения соглашения должника с кредитором, на любых этапах процедуры банкротства. Кредиторы могут принять решение о мировом урегулировании на собрании кредиторов. Это решение принимается простым большинством голосов существующих необеспеченных кредиторов при условии, что все обеспеченные кредиторы проголосуют за мировое соглашени [4].

Еще одной особенностью дел о банкротстве юридических лиц (корпораций) в РФ является то, что они часто используются для взыскания задолженности независимо от платежеспособности должника. Причиной этого является то, что законодательство о неплатежеспособности предоставляет кредиторам больший контроль над процедурой реализации имущества должника и включает в себя инструменты взыскания активов, в том числе возвратные взыскания, в отличие от общей исполнительной процедуры. Кроме того, общая процедура принудительного исполнения осуществляется государственными судебными приставами, которые нередко действуют медленно и неэффективно, в отличие от управляющих по делам о несостоятельности, которых обычно выбирают кредиторы.

Кредиторы имеют широкую свободу действий при принятии решения о процедуре продажи или присвоения активов и сделать его более гибким и отвечать их потребностям. Например, они могут решить продать активы одним лотом и, если они не будут проданы, продать их по частям.

Поправки к Закону о неплатежеспособности, внесенные в ответ на пандемию Covid-19, предусматривают упрощенную процедуру утверждения мировых соглашений, если производство по делу о неплатежеспособности защищаемого лица начинается в течение трех месяцев после прекращения действия моратория.

В таких случаях мировые соглашения должны быть одобрены 50 % кредиторов защищенного должника, присутствующих на собрании кредиторов, и всеми обеспеченными кредиторами, присутствующими на собрании кредиторов (а не 50 % всех зарегистрированных кредиторов и всех обеспеченных кредиторов). Кроме того, кредитор может утвердить конкретные условия мирового соглашения с защищенным должником в течение периода моратория, и это будет действительным одобрением мирового соглашения в случае неплатежеспособности защищенного должника.

Поправки к Закону о несостоятельности, направленные на преодоление кризиса COVID-19, также ввели новые правила, регулирующие реструктуризацию долга защищенных должников. Согласно поправкам, компания-должник, подавшая заявление о неплатежеспособности в период действия моратория, может подать заявление об утверждении плана реструктуризации после введения судом первой процедуры банкротства и проведения первого собрания кредиторов.

Тем самым, проведя анализ становления законодательства в области несостоятельности (банкротства) можно выделить определённую этапность, представим её в таблице 2.

Таблица 2

Этапы становления законодательства в области несостоятельности (банкротства)

Этап

Период

Регулирование

Характеристика и сложности

I этап. Становление законодательства о несостоятельности.

1992 г.

Закон РФ от 19.11.1992 года № 3929–1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»

Основные понятия в сфере несостоятельности, виды процедур.

Сложности в доказывании превышения обязательств над стоимостью имущества должника при наличии неудовлетворительной структуры баланса. Споры об определении внешнего признака (банкротства) предприятия.

II этап. Нововведения.

1998 г.

Федеральный закон № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Изменение понятие несостоятельности. Регулирование банкротства сельскохозяйственных, страховых, кредитных организаций, также банкротство гражданина и индивидуального предпринимателя. Определены размеры задолженности, при наличии которых могло быть возбуждено дело о банкротстве. Установлены 4 вида процедуры банкротства: наблюдение, конкурсное производство, внешнее управление и мировое соглашение.

III этап. Настоящее время.

2002 г.

Федеральный закон от 26.10.2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Расширилось понятие несостоятельности (банкротства).

Поправки:

о введении моратория на банкротство;

о предоставлении работникам предприятия-банкрота полномочий по участию в деле о банкротстве;

уточнение правового статуса арбитражных управляющих и решение организационных моментов, связанных с их участием в деле о банкротстве;

введение института банкротства физических лиц;

установление возможности оспаривания сделок должника;

возможность привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности и т. д.;

усовершенствования порядка продажи имущества должника;

введение новой реорганизационной процедуры — финансового оздоровления;

установление порядка удовлетворения требований кредиторов, обеспеченных залогом имущества должника и иное.

Анализируя правовую базу, регулирующую несостоятельность юридических лиц, можно выявить как благоприятные, так и неблагоприятные тенденции.

Положительным моментом является то, что Закон о банкротстве ускоряет процесс создания юридического лица и обеспечивает своевременное выполнение руководителями своих обязанностей. В тех случаях, когда компания работает добросовестно, долги погашаются после уведомления, что гарантирует непрерывность корпоративной деятельности. Тем самым, это подчеркивает роль процедур банкротства в регулировании взаимодействия юридических лиц и государственных органов. И наоборот, необходимо признать отрицательные аспекты.

Предприниматели часто инициируют процедуру банкротства задолго до фактического роспуска компании, а некоторые организации создаются намеренно с целью использования несправедливых преимуществ. Следовательно, кредиторы обязаны следовать ряду общепринятых практики для восстановления своих судебных прав, включая обращение в суд, посредничество в спорах вне суда и, при необходимости, обращение в Арбитражные суды. Судебная практика отражает тенденцию к тому, что суды отдают предпочтение мерам банкротства, а не механизмам мониторинга. В идеале должно быть больше возможностей дать должникам время для восстановления своей финансовой стабильности и платежеспособности. Примечательно, что возложение субсидиарных обязательств на руководителей создает проблемы из-за возможных изменений в управленческом составе с течением времени, что усложняет выявление лиц, ответственных за преднамеренную неплатежеспособность организации.

Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что государство пытается защитить малый и средний бизнес путем внесения изменений в законодательство и реализации мер по поддержке юридических лиц. Однако недобросовестные корпорации пользуются этими мерами, нанося вред честным организациям. На сегодняшний день институт банкротства прочно укрепился, и это означает, что учредители могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности. Важно отметить, что активные усилия направлены на поддержку честных компаний и общей экономики страны.

Литература:

  1. Телюкина М. В. Основы конкурсного права. М., 2018. С.68.
  2. Колиниченко Е. А. Защита интересов неплатежеспособного должника при банкротстве: сравнительно-правовой анализ. М., 2019. С. 152
  3. Дорохина Е. Г. Правовое регулирование управления в системе банкротства. Подготовлено для системы Консультант Плюс, 2021. С. 34
  4. Зорикова Е. И. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) корпорации как основание прекращения ее деятельности в соответствии с законодательством РФ // Вестник науки. 2023. № 5 (62). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-nesostoyatelnosti-bankrotstva-korporatsii-kak-osnovanie-prekrascheniya-ee-deyatelnosti-v-sootvetstvii-s (дата обращения: 11.01.2024).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №24 (575) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 339-342):
Часть 5 (стр. 299-371)
Расположение в файле:
стр. 299стр. 339-342стр. 371

Молодой учёный