Автономная область и Автономные Округа являются национально-территориальными образованиями, которые можно охарактеризовать как форму обеспечения малочисленным народам Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока возможности их сохранения и развития в виде государственных образований. Автономные образования, хотя и равноправны в соответствии с Конституцией РФ с другими субъектами Федерации, имеют значительные отличия в конституционно-правовом статусе. Так, из четырёх автономных округов три (за исключением Чукотского) входят в состав другого субъекта. Это порождает особые отношения между этими «сложносоставными субъектами».
Конституционно-правовой статус автономных округов и областей в составе Российской Федерации определяется Конституцией России, уставами автономных областей и округов, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Автономные области, как субъект Российской Советской Социалистической Федеративной Республики, появились ещё в период гражданской войны, как национальные образования в составе Российской Республики. Многие автономные области были включены в состав краев, некоторые со временем получали статус республик. На данный момент в составе Российской Федерации находится одна автономная область — Еврейская автономная область.
Автономные округа, первоначально носившие название «национальных округов», изначально не были субъектами РСФСР, входили в состав краёв, областей. Эта практика сохранилась и по сей день — три из четырех автономных округов, находящихся в составе Российской Федерации, являясь субъектами РФ, входят в состав областей. Единственный полностью самостоятельный автономный округ — Чукотский; Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа входят в состав Архангельской и Тюменской областей соответственно.
Конституционно-правой статус автономной области и автономных округов носит следующие черты:
– Образование по национальному принципу;
– Собственный основной закон — устав;
– Имеет собственные органы государственной власти, которые имеют свои полномочия и предметы ведения, как исключительные, так и совместные с федеральными органами государственной власти;
– Обладает правом на использование собственного государственного языка (в немного меньшем объеме, чем в республиках);
– Вхождение в состав другого субъекта (области или края), при этом оставаясь полноправным субъектом РФ (за исключением Чукотского Автономного округа).
Чукотский автономный округ выглядит исключением из остального ряда автономных округов. Решение Чукотского АО, о выходе из состава Магаданской области и о непосредственном вхождении в состав России, как полностью самостоятельного субъекта РФ, было принято в 1992 году. Основанием для этого действия была статья 83 конституции РСФСР, которая после поправок 1990 года исключала обязательное нахождение автономного округа в составе области или края.
Сохранение положения в Архангельской и Тюменской областях, включающих в свой состав автономные округа, обусловлено рядом причин. В этих регионах сильны экономические, культурные, и другие связи, объединяющие субъекты, оставляя необходимость скоординированного управления. Между государственными органами области и автономного округа заключаются специальные договора, создаются совместные комиссии.
Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 14 июля 1997 г. констатировал тот факт, что вхождение автономного округа в состав края, области означает, что, будучи равноправным субъектом РФ, он одновременно составляет часть другого ее субъекта. Такое конституционно-правовое состояние определяет особенности статуса как автономного округа, так и края, области, в состав которых он входит. Это означает, кроме того, наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население автономного округа, а также органов государственной власти, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов [1].
В соответствии с Конституцией РФ, отношения автономного округа, входящего в состав края или области, могут регулироваться ФЗ и договором между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области.По представлению законодательного и исполнительного органа автономного образования может быть принят федеральный закон о данной автономии.
Еврейская автономная область остается единственным в своем роде субъектом Российской Федерации, обладающей таким статусом. Она была образована в начале 1930-ых годов, как первое национальное государственное образование евреев. С образованием Израиля большинство из них эмигрировали туда несколькими волнами. К началу 90-ых годов все автономные области были преобразованы в республики, Еврейская область — нет. Сложно понять, в чем конкретно заключается причина консервации статуса автономной области, но на данный момент все остается именно так.
Вместе с тем автономной области и автономным округам, также построенным по национально-этническому принципу, право установления своего национального языка в качестве государственного не предоставлено. Если для краев, областей, городов федерального значения, где преимущественно проживают русские, это понятно, так как государственный язык — это их родной язык, то не надо забывать, что в автономных единицах проживают компактные национальные группы населения. Но на этот счет Конституция РФ гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития, а также права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Автономная область и автономные округа в равной мере со всеми субъектами Федерации представлены в Совете Федерации ФС РФ, а также избирают депутатов в Государственную Думу. Это обеспечивает им равное с другими субъектами РФ представительство в законодательном органе Федерации.
Отличия в статусе между автономной областью и автономной округом заключаются в возможности вхождения автономного округа в состав области или края, а также в особенностях образования.
Стоит упомянуть о том, что раньше «сложносоставных» субъектов в РФ было больше, но после объединений в начале 2000-ых годов их количество значительно сократилось. Так территории бывших субъектов РФ, утративших статус таковых при объединении с другим субъектом РФ, как правило, наделяются особым статусом федеральными конституционными законами, уставом и законами нового (объединённого) субъекта федерации. Такими территориями являются бывшие автономные округа, объединившиеся с краями и областями, в состав которых они ранее входили. Всего утратили статус субъектов РФ и вошли в качестве административно-территориальных единиц с единой территорией и особым статусом в состав пяти вновь образованных субъектов РФ шесть автономных округов (Коми-Пермяцкий в Пермском крае, Усть-Ордынский Бурятский в Иркутской области, Таймырский Долгано-Ненецкий и Эвенкийский в Красноярском крае, Агинский Бурятский в Забайкальском крае, Корякский в Камчатской области).
В уставах всех без исключения вновь созданных субъектов РФ есть положения об административно-территориальных единицах с особым статусом, однако, они некоторым образом отличаются. Одни уставы регулируют соответствующий статус довольно подробно, посвящают ему отдельную главу (Пермский, Забайкальский края, Иркутская область), другие — фрагментарно лишь отдельными нормами (Красноярский край) [2].
Все административно-территориальные единицы с особым правовым статусом представляют собой национально-территориальные образования, поэтому одной из важных задач, которые они должны решать, используя этот статус, является защита прав коренных малочисленных народов. В Федеральном конституционном законе «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа» [3], в отличие от иных «объединительных» законов, более четко отражена эта задача в статье об административно-территориальных единицах с особым правовым статусом, содержащей положение об оказании помощи коренным малочисленным народам в сохранении национальной самобытности, развитии их национальных языков и национальных культур.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что автономные образования РФ являются наследством «советского федерализма». Только в СССР они не являлись самостоятельными субъектами, а подчинялись той единице, в состав которой входили. Это уже закономерный результат общего повышения статуса субъектов в условиях распада советской государственности. Появлениями таких образований было обусловлено разными причинами, как то: экономические, социальные, культурные и политические. В период их создания советская власть была нацелена на строительство национальных автономных государственных образований, равенству народов, что лежало в основе коммунистической идеологии в том числе.
Литература:
- Лебедев Валериан Алексеевич Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации // Вестник ЧелГУ. 2012. № 1 (255). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionno-pravovoy-status-subektov-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 18.05.2025).
- Нарутто С. В. «Особые территориальные единицы субъектов РФ», С. 74 // Вопросы федерализма: сборник научных работ. Т. 4 / [сост., отв. ред. Нарутто С. В.; вступ. ст.: В. В. Комарова]; Моск. гос. юрид. ун-т им. О. Е. Кутафина (МГЮЛ), Школа рос. конституционализма. — Науч. изд.. — Москва: Проспект, 2018. — 382, [1] с.
- Федеральный конституционный закон от 14.10.2005 № 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа» // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка. — М., 2025. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_56027/ (дата обращения: 15.05.2025)