Воспитание ребенка с особенностями здоровья является серьезным испытанием для любой семьи. Такие семьи, узнав о диагнозе, неизбежно сталкиваются с комплексом психологических, социальных и финансовых трудностей, которые оказывают значительное влияние на их психологическое состояние и социализацию семьи в целом. Особенности здоровья могут включать разнообразные диагнозы, такие как аутизм, синдром Дауна, нарушения слуха или зрения, и многие другие. Каждое из этих состояний предъявляет свои требования, как к ребенку, так и к его родителям. При этом независимо от того, какой диагноз поставлен ребенку, их родителей объединяет тот факт, что им приходится столкнуться с необходимостью перестройки своей жизни под требование сложившейся ситуации в семье.
С учетом участившихся случаев рождения детей с особенностями здоровья, актуальность данной темы не вызывает сомнений. По официальным данным Федеральной службы государственной статистики в Российской Федерации количество детей инвалидов в 2018 году было 651 тысяч человек, а к концу 2023 года количество увеличилось до 755 тысяч человек [4]. Помимо официальных данных об инвалидности стоит учитывать и фактическое количество детей с особенностями здоровья, которые по каким-либо причинам не проходили медико-социальную экспертизу для получения инвалидности и не входят в учет статистических данных, но их состояние здоровья так же предусматривает проведение коррекционных и лечебных мероприятий.
Научная проблематика данной темы заключается в том, что в большей степени научные сообщества в своих трудах делают акцент на возможных способах коррекции выявленных особенностей у детей, при этом на практике, как правило, специалисты не берут во внимание особенности психологического состояния родителей или лиц, замещающих их. В свою очередь факт выявления особенностей развития у ребенка, безусловно, вносит коррективы в построение образа жизни и психологическое состояние семей, для которых, как правило, обнаружение данного факта само по себе является стрессовой ситуацией.
В научных работах разных лет освещается тот факт, что родители детей с ОВЗ испытывают определенные сложности, отличные от родителей, воспитывающих нормотипичных детей.
Д. Н. Исаев в своей работе «Умственная отсталость у детей и подростков» посвятил отдельную главу рассмотрению вопроса участия семьи в воспитании, лечении и абилитации указанных детей на примере различных периодов жизни. Автор уточняет, что «семейный климат зависит от многих факторов: когда и как родители узнали о неполноценности ребенка, типов реакций на диагноз, от размеров семьи, ее социально-экономического положения, амбиций, морально-психологической атмосферы и здоровья ее членов» [1]. Также автор рассмотрел реакции семьи на диагноз в зависимости от того, в какое время он был обнаружен — дошкольные годы, начальные классы и т. д. Он сообщает, что дефект ребенка может восприниматься родителями как отражение их собственной неполноценности, что негативно сказывается на их жизненных целях и уверенности в себе. Сложные эмоции, такие как любовь и неприязнь, усиливаются в отношении умственно отсталых детей, что может вызывать гнев и разочарование. Родители могут испытывать горе, сравнимое с утратой, что затрудняет их способность заботиться о ребенке. В некоторых случаях один из родителей становится жертвой, что нарушает семейные отношения и приводит к конфликтам. Родители могут также отвергать диагноз, что приводит к недостаточному вниманию к воспитанию. В итоге, эмоциональное состояние родителей влияет на ребенка, создавая условия для невротических реакций [1].
Работа Д. Н. Исаева показывает важность рассмотрения вопроса психологического состояния родителей, при обнаружении диагноза у ребенка с различных сторон.
Одним из ключевых факторов, влияющих на психологическое состояние таких семей, является их окружение. Московкина А. Г. в своей работе «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье» указывает, что «широкое окружение семьи (соседи, прохожие, дети во дворе, профессиональные работники) представляет важный фактор, который может играть как позитивную, так и негативную роль в развитии стресса. Каждая из таких встреч может иметь как стрессогенный, так и терапевтический эффект в зависимости от того, как строятся отношения и взаимопонимание участников в процессе их взаимодействия» [2]. Это подчеркивает важность социальной поддержки и понимания, которые могут помочь семьям справляться с вызовами, связанными с воспитанием детей с особенностями развития.
Однако, когда окружение не поддерживает, это может привести к значительному стрессу для родителей и детей. В этом случае, по словам Московкиной А. Г. «если семья реагирует на стресс недостаточно гибко и становится несбалансированной, то возникает опасность дисфункции, то есть патологического функционирования семьи вплоть до жестокого обращения с детьми, разрушения психического здоровья членов семьи, ухудшения или распада внутрисемейных отношений» [2]. В таких условиях родители могут чувствовать себя изолированными и незащищенными, что усугубляет их стресс и тревогу.
К сожалению, предвзятое отношение общества к детям с особенностями здоровья играет значительную роль в жизни семей. Этот вопрос поднимает Ткачёва В. В. в своих трудах «Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование». Она указывает, что «у родителей такого ребенка окружающие начинают «выискивать» нарушения от нормы и воспринимать их как психически больных лиц. Это естественно возводит невидимую стену между семьей и социальным окружением. Родители умственно отсталых детей чрезвычайно страшатся и стыдятся диагноза, поставленного их ребенку» [3]. Стыд и страх, связанные с диагнозом ребенка, могут приводить к тому, что родители начинают избегать общественных мест и взаимодействий, что только усиливает их социальную изоляцию.
Ткачёва В. В. выделяет тот факт, что «умственно отсталый ребенок, подросток или взрослый воспринимается как близкими людьми, так и в обществе чаще негативно, с насмешкой, хотя в отдельных случаях такое отношение сопровождается избирательной жалостью или снисхождением. Даже в среде специалистов термины «умственная отсталость», «олигофрения», «дебильность», что, по сути, означает то же самое, что и диагноз любого соматического заболевания, используются для негативных, унизительных, дискриминирующих характеристик детей и их близких («олигофрен», «дебил», что означает в бытовом понимании «дурак»). Эта ситуация не повторяется ни с какой другой категорией детей с нарушениями в развитии» [3]. Такая стигматизация также может привести к тому, что семьи начинают чувствовать себя некомфортно в общественных местах, что негативно сказывается на их эмоциональном состоянии.
Исходя из вышеизложенного, мы видим, что семьи, воспитывающие детей с особенностями здоровья, неизбежно сталкиваются с различными трудностями, которые могут негативно сказываться на их психологическом здоровье. Это служит поводом для проведения дальнейших исследований психологических особенностей таких семей и определения методических рекомендаций для улучшения качества их жизни.
Литература:
- Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. [Текст] — СПб.: Речь, 2003. — 391 с., ISВМ 5–9268–0212–1
- Московкина А. Г. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье [Текст] А. Г. Московкина; Под ред. В. И. Селиверстова. — Москва: Прометей, 2015. -- 252 с. / Учебное пособие / А. Г. Московкина; Под ред. В. И. Селиверстова. Москва: МПГУ, 2014. — 252 с. ISBN 978–5–9906264–0–9
- Ткачёва В. В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. [Текст] — М.: Национальный книжный центр, 2014. — 160 с. (Специальная психология.) ISBN 978–5–4441–0057–8
- Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: Распределение инвалидов по полу и возрасту (2018–2023 гг.). URL: https://rosstat.gov.ru/statistic