В статье авторы пытаются определить факторы, под воздействием которых формируется личность серийного сексуального убийцы.
Ключевые слова: серийные сексуальные убийства, серийные сексуальные убийцы.
В поиске и обнаружении серийного сексуального убийцы, а затем и в его изобличении в совершении данных жестоких преступлений, важную роль играет возможность охарактеризовать его как личность, определить мотивы его преступного поведения, причины, по которым он стал безжалостным садистом, забирающим невинные жизни.
Серийные сексуальные убийства, как видно из названия, отличаются наличием в мотивации преступника сексуальной стимуляции. Необходимо отметить, что не обязательно это связано с изнасилованиями и другими насильственными действиями сексуального характера. Антонян Ю. М. считает, что серийные сексуальные убийства — это два и более факта лишения жизни в связи с сексуальными переживаниями преступника [2, c. 18]. Это может быть месть женщинам за собственную сексуальную недостаточность, часто скрываемую якобы необходимость очистить мир от неугодных, по мнению преступника, людей. Убийства женщин, совершенное до, во время или после полового акта, насильственно или добровольно, должны расцениваться в качестве сексуальных. О них же могут свидетельствовать телесные повреждения гениталий жертвы и вблизи гениталий. Серийных сексуальных убийц часто называют маньяками. Это люди с навязчивыми формами поведения [1, c. 72–73]. Мы согласны с мнением данного выдающегося ученого-правоведа и не оспариваем тот факт, что большинство жертв данного вида преступлений — женщины, однако мы хотим отметить то, что жертвой серийных сексуальных убийств может стать человек вне зависимости от пола и возраста.
Бухановская О. А. в своей работе разделяет лиц с серийным агрессивным сексуальным опасным поведением в зависимости от вида психического расстройства. К одной группе относятся лица с парафилиями и имеющие специфическую клиническую картину заболевания, особенности его формирования и течения (прогредиентное (нарастание симптомов со временем) и непрогредиентное (симптомы остаются практически неизменными на обозримом отрезке времени)). Если кратко, то парафилия, или половое извращение — общее понятие, которым обозначают различные отклонения направленности полового влечения или способов его удовлетворения от норм, принятых в данных культурно-исторических условиях и популяциях человека [4]. Стержневым проявлением парафилий является садистское поведение. Другую группу можно назвать «непарафильная», она включает лиц с психическими расстройствами и расстройствами поведения, связанными с употреблением алкоголя, начавшимися в подростковом возрасте (подростковый алкоголизм) [5, c. 5].
Среди родственников лиц с парафилиями обнаружены органические, эндогенные (шизофрения, аффективные) расстройства, аномалии личности, патология влечений (сексуальные в три раза чаще, чем несексуальные), пороки развития мозга. В кругу родственников лиц без парафилий число психических расстройств было почти в два раза меньшим, в основном алкоголизм, расстройства личности и органические психические расстройства [5, c. 6–8]. Необходимо отметить, что неблагоприятные химические и физические воздействия, стресс, гестоз, алкогольные эксцессы матери, травматичные роды способны привести к патологизации мозга, поэтому большинство ученых отмечали высокую распространенность органических поражений головного мозга при парафилиях и криминальном сексуальном поведении [8, c. 8–9; 9, c. 38–39].
Кроме того, все обследованные росли в негативном психологическом климате. В большинстве семей отношения могут быть охарактеризованы как неуважительные и конфликтные. В результате нарушения нарушений внутрисемейных связей в системе «ребенок-родитель» в 1/3 случаев привязанность или не возникала ни к кому из близких родственников вообще (23,1 %), или же ее объект находился за пределами семьи (11, 5 %). Наиболее уязвленной оказалась связь с отцом, который подавляющим большинством был отвергнут (лишь четверо из 52-х испытывали к нему симпатию), тогда как более половины декларировали, что наиболее значимым лицом для них была женщина — мать, бабушка, сестра [5, c. 11]. Иные авторы также указывают на низкий уровень взаимной привязанности членов семьи, на то, что большинство сексуальных преступников говорили о недостаточной эмоциональной связи с отцом и о крайне противоречивой эмоциональной связи с матерью [6, c. 52].
Также необходимо отметить, что у большинства пациентов отмечены затруднения в общении. Однако основания для отвержения сверстниками различные. В группе лиц с прогредиентными парафилиями они связаны с истинными нарушениями коммуникации, повышенной сенситивностью и «чудоковатостью» пациентов, изгнание которых из группы порой принимало грубо-издевательскую форму. При этом, комфортным для них было общение с детьми младщего возраста или пожилыми. 1/5 группы пациентов с непрогредиентными парафилиями и 2/3 группы лиц без парафилий формально трудностей коммуникации не испытывали, но в силу присущих им претензий на господство, диктат, склонности к аффективно-агрессивным реакциям оказались неспособными устойчиво поддерживать неформальные взаимоотношения со сверстниками, которые начинали их избегать [5, c. 12]. На наш взгляд то, что лица с парафилиями чувствовали себя комфортно с детьми младшего возраста или пожилыми, говорит о том, что в их присутствии у них не было страха, ведь, как правило, они не конкурируют с ними в силе, уступают в этом будущим садистам. По нашему мнению, именно в связи с этим во многом в дальнейшем это является предиспозицией садистов к жестокости по отношению к лицам более слабым и беззащитным с тем, что ощутить свое господство над ними. Кроме того, было выявлено, что игровая деятельность в детстве у многих была аутистической, т. е. они предпочитали играть в одиночку, в стороне от других детей. В то же время следует обратить особое внимание на то, что у некоторых игры отличались садистскими тенденциями со стремлением причинять партнерам боль, оскорбления, выбором жестоких сюжетов игры: взятие пленных, их пытки и т. д. [3, c. 42]. Для некоторых из серийных сексуальных убийц в детстве были характерны симптомы «триады Макдональда»: энурез, пиромания, (зоосадизм) [7, c. 15].
Большинство пациентов в детском возрасте неоднократно подвергались насилию, которое имело комплексный характер. Сексуальное насилие имело место в четырех случаях, три из которых — в группе лиц с прогредиентными парафилиями [5, c. 12]. Особое значение в последующем развитии сексуальных перверсий и особенно агрессивно-садистских тенденций имеют обстоятельства совершения первого полового сближения. Данный травмирующий опыт вызывал появление у них парафилий, определял, кто будет жертвой их садистских фантазий. Это может быть причиной того, что у каждого четвертого сексуального агрессора выявлялись функциональные сексуальные расстройства такие, как нарушение эрекции, что снижало их самооценку и провоцировало на сексуальный садизм [3, c. 72–73].
Таким образом, серийные сексуальные убийцы имеют «сломленную» психику, которая формируется у них под воздействием таких факторов, как наследственная предрасположенность к такому поведению, грубое отвержение со стороны сверстников, не только физическое, но и сексуальное насилие в детском возрасте. Безусловно, это не оправдывает их зверскую натуру. Напротив, по нашему мнению, сотрудники правоохранительных органов должны знать о психологических и психических особенностях этих особо опасных преступников. На наш взгляд, только подробный анализ личности маньяка, может помочь следствию «поймать» его.
Литература:
- Антонян Ю. М. Причины серийных сексуальных убийств. ВНИИ МВД России. Научный портал МВД России. 2023.
- Антонян Ю. М. Серийные сексуальные убийства и розыск виновных. Научный портал МВД России. 2018.
- Антонян Ю. М. Серийные сексуальные убийства. Учебное пособие. М.: МЮИ МВД России, Издательство «Щит — М», 1997.
- Бруенок А. В. Большая российская энциклопедия 2004–2017. Парафилии. — URL: https://old.bigenc.ru/medicine/text/2707683
- Бухановская О. А. Психические расстройства у лиц с серийными агрессивными сексуальными опасными действиями (клиника, динамика, систематика). Автореф. дис. канд.мед. наук. Москва, 2003.
- Дуглас Д., Берджес Э., Ресслер Р. К.; [перевод с английского С. Богданова]. Сексуальные маньяки: психологические портреты и мотивы. — Москва: Эксмо, 2024.
- Образцов В. А., Богомолова С. Н. Криминалистическая психология. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2002.
- Петина Т. В. Клинические особенности парафилий у лиц с психоорганическими расстройствами (вопросы диагностики и судебно-психиатрической оценки). Автореф. дис. канд. мед. наук. Москва, 1996.
- Шостакович Б. В., Ткаченко А. А. Эксгибиционизм. Монография. — Таганрог: из-во «Сфинкс» Таганрогского полиграфобъединения по заказу ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательского Института общей и судебной психиатрии им. В. П. Сербского. 1991.