Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Правовое регулирование в области судебно-генетических экспертиз в России и зарубежных государствах

Научный руководитель
Юриспруденция
16.05.2025
31
Поделиться
Библиографическое описание
Демина, А. А. Правовое регулирование в области судебно-генетических экспертиз в России и зарубежных государствах / А. А. Демина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 20 (571). — С. 434-436. — URL: https://moluch.ru/archive/571/125348/.


В связи с развитием технологий в области генетической идентификации личности конституционные права человека требуют разработки нормативно-правовой базы, которая предусматривает защиту личной информации человека о его геноме. Европейские государства, Канада и США поддерживают такие технологии, разрабатывают и принимают законодательные акты, которые предусматривают хранение личных данных граждан от преступных посягательств. И к тому же в этих странах их законом строго регламентировано проведение ДНК-экспертизы и использование данных исследований в строгих целях в дальнейшем вынесения верного судебного решения. В Российской Федерации поддерживают генетические исследования, которые, с одной стороны, помогают правоохранительным органам установить личность преступника или жертвы, но с другой стороны из-за противоречия Конституции РФ и Федеральных законов, регулирующих область генетических экспертиз, право на личную тайну гражданина оказывается под угрозой. Поэтому требуется доработка нормативно-правового регулирования в области генетических экспертиз в России.

Ключевые слова: генетическая экспертиза, генетические исследования, криминалистика, экспертная деятельность, уголовное судопроизводство, судебные экспертизы.

Генетическая идентификация личности — междисциплинарное экспертное направление. Известно, что генетическая идентификация на основе анализа ДНК проводится при раскрытии преступлений против половой неприкосновенности, убийств, установлении личности трупа, в случаях различных катастроф, связанных с разделением частей тела. Генетическая идентификация является одним из наиболее надежных методов доказывания в гражданском и уголовном процессе. При этом информация о данных генетических экспертиз используется двояко. С одной стороны, данные генетических исследований составляют личную тайну человека о возможном родстве с жертвой преступления или преступником. С другой —эти данные могут быть использованы в целях дискриминации, например, в трудовой, банковской сфере т. д.

Среди принципов Международного права Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека 1997 года, Международная декларация о генетических данных человека 2003 года и Всеобщая декларация по биоэтике и правам человека 2005 года устанавливают основные принципы биоэтики и регулируют область генетических исследований. Они предусматривают согласие человека на вмешательство с целью собирания генетических материалов для генетической паспортизации населения с учетом добровольного и информированного согласия. Эти законодательные акты предусматривают запрет дискриминации на тех или иных основаниях с соблюдением принципов неприкосновенности частной жизни, справедливости, права на личную тайну и равенства [9, с. 94–95].

Европейские страны, Канада и США поддерживают такие технологии, разрабатывают и принимают законодательные акты, которые предусматривают хранение личных данных граждан от преступных посягательств. И к тому же в этих странах их законом строго регламентировано проведение ДНК-экспертизы и использование данных исследований в строгих целях в дальнейшем вынесения верного судебного решения. В законодательстве Франции использование ДНК-материалов строго регулируется Гражданским кодексом Франции, согласно которому идентификация личности проводится в рамках расследования и дознания. Уголовно-процессуальный кодекс Швейцарии предусматривает защиту прав обвиняемых и осужденных и обеспечивает справедливое вынесение судом решения.

В России генетические исследования для идентификации личности в криминалистике регулируются Федеральным законом от 31.05.2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным законом от 3 декабря 2008 года № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» [4, 5]. Федеральный закон № 73-ФЗ гласит, что государственная судебно-экспертная деятельность основывается на принципах законности, соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина [4].

На основании ч. 2 ст. 202 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации при получении образцов для сравнительного исследования не должны применяться методы, опасные для жизни и здоровья человека или унижающие его честь и достоинство [2]. П. 8 ст. 13 Указ Президента Российской Федерации «Об основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу» (далее — Указ Президента РФ) предусматривает генетическую паспортизацию населения с учетом юридической защиты данных о геноме человека. Данный Указ преследует снижения уровня преступности [3, 5, 6, с. 11]. Согласно ч. 1 ст. 23 Конституции Российской Федерации «каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну» [1]. В связи с Указом реализация данного права находится под сомнением, так как может возникнуть угроза посягательства на неприкосновенность частной жизни в плане разглашения личной тайны и может повлечь за собой необратимые последствия для индивидуума и для всего общества в целом [7, с. 111].

По мнению Bieber et al. (2006), Gershaw et al. (2011), Debus-Sherrill, Field (2019) новым этапом в функционировании криминалистических баз ДНК-данных следует считать применение семейного или родственного анализа для раскрытия особо тяжких преступлений. Но поскольку в данном случае к исследованию привлекаются ДНК-данные людей, которым об этом неизвестно, то правозащитные организации выражают свое несогласие в связи с применением ДНК ввиду отсутствия дачи информированного добровольного согласия на использование данных ДНК-материалов в исследовательских целях. При этом существует точка зрения, что права родственников погибших людей на установление виновных и понесения ими соответствующих наказаний также требуется принимать во внимание.

Семейный анализ и ДНК-идентификация личности очень тесно переплетаются с установлением отцовства и прочих родственных отношений между людьми. В Англии подобный семейный анализ по криминалистическим базам ДНК-данных был разрешен в 2002 г., тогда как в США его начали проводить в 2008 г. Первым успешным применением семейного анализа для поимки преступника в 2004 г. в Англии было задержание человека, бросившего кирпич в лобовое стекло движущегося грузовика, в результате чего водитель скончался. На кирпиче были найдены биологические следы бросавшего, из которых удалось выделить ДНК-профиль преступника, который оказался очень похож на имевшийся в базе ДНК-данных NDNAD и принадлежавший его брату. Чемерис А. В. и соавт. (2022) считают, что у общества появляется ряд причин, препятствующих семейному анализу для ДНК-идентификации личности.

Например, отдельные жертвы в случае изнасилований, родственники жертв преступлений личности и родственники преступников и осужденных. Как считают российские и зарубежные законодатели, у данных категорий лиц могут быть затронуты права человека и гражданина, что в дальнейшем это может быть обусловлено социальной дискриминацией, в частности, отказом на прием на работу [10, C. 366–367]. Поэтому создание баз ДНК-профилей должно еще сопровождаться надежной нормативно-правовой основой, которая может регулировать хранение и применение результатов ДНК-анализов, но и охранять конституционные права граждан.

В качестве примера использования генетической идентификации личности можно привести случай, который произошел в 2020 г. в Магнитогорске. Подозреваемый Е., находясь в состоянии алкогольного опьянения имел преступный умысел, направленный в целях хищения чужого имущества, с применением насилия, опасного для жизни и здоровья с применением холодного оружия. Е. направил нож на продавца магазина К., потребовав, чтобы ему передали сотовый телефон. Основным доказательством, подтверждающим обвинение, является заключение эксперта, согласно которому на рукоятке ножа, представленного на исследование, обнаружены эпителиальные клетки, в результате чего в ходе проверки по Федеральной базе данных геномной информации установили принадлежность лицу, ранее привлекавшемуся к уголовной ответственности [8].

Таким образом, экспертиза ДНК-анализов успешно себя зарекомендовала в идентификации личности человека и в настоящее время применяется в большинстве развитых стран мира, тем самым сокращая сроки расследования преступлений. Российское законодательство в области генетической идентификации личности нуждается в доработке для разрешения выявленных противоречий между Конституцией РФ, Федеральными законами № 73 и № 242 и Указом Президента РФ в связи с тем, чтобы данные генетической паспортизации населения эффективно помогали при расследовании преступлений, установлении личности преступников и жертв, и в то же время соблюдалось право человека на неприкосновенность частной жизни и личную и семейную тайну во избежание социальной дискриминации.

Литература:

  1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст: принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: по состоянию на 04 октября 2022 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2025. — № 710. — Ст. 7045. — ISSN 1560–0580.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: офиц. текст: по состоянию на 28 февраля 2025 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2025. — № 52 (ч. 1). — Ст. 2708. — ISSN 1606–5484.
  3. Об основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу: указ Президента Рос. Федерации от 11.03.2019 № 97 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2025. — № 11, Ст. 1106.
  4. Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31.05.2001 № 73-ФЗ [принят Гос. Думой 05.04.2001 г., одобрен Советом Федерации 16.05.2001 г. (с изм. и доп. от 22.07.2024 г.)] // Собр. Законодательства Рос. Федерации. — 2025. — № 23 — Ст. 2291.
  5. Федеральный закон «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» от 03.12.2008 № 242-ФЗ [принят Гос. Думой 19.11.2008 г.: одобрен Советом Федерации 26.11.2008 г. (с изм. и доп. от 08.08.2024 г.)] // Собр. законодательства Рос. Федерации.– 2025. — № 49. — Ст. 5740.
  6. Аминев, Ф. Г. Об организационном аспекте современной технологии всеобщей ДНК-регистрации граждан / Ф. Г. Аминев, В. А. Анисимов // Правовое государство: теория и практика — № 2 (60). — 2020. — С. 11–17.
  7. Дзюба, А. О. Допустимость генетической дактилоскопии и создания баз данных ДНК с точки зрения криминалистики и конституционных прав и свобод человека / А. О. Дзюба, Ю. А. Шманцарь // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки — 2020. — С. 113–116.
  8. Правобережный районный суд города Магниторска (Челябинская область). Приговор № 1–552/2024 от 29 октября 2024 г. по делу № 1–552/2024. Судебные и нормативные акты РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://sudact.ru/regular/doc/bWktyFyRFTNC
  9. Романовский, Г. Б. Правовое регулирование генетических исследований в России и за рубежом / Г. Б. Романовский // Сравнительное право. № 7 (116) — 2016 — С. 93–102.
  10. Хижняк, Я. А. К вопросу о генетической экспертизе / Я. А. Хижняк // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — Т. 12. — 2020. — С. 111–113.
  11. Чемерис А. В. ДНК-криминалистика / А. В. Чемерис, Ф. Г. Аминев, Р. Р. Гарафутдинов, В. А. Анисимов, А. М. Сагитов, Э. К. Хуснутдинова, А. Р. Сахабутдинова, Д. А. Чемерис, К. И. Михайленко / Под ред. Ф. Г. Аминева, А. В. Чемериса. — М.: Наука, 2022. — 466 с. ISBN 978–5–02–040915–6 (в пер.)
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
генетическая экспертиза
генетические исследования
криминалистика
экспертная деятельность
уголовное судопроизводство
судебные экспертизы
Молодой учёный №20 (571) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 434-436):
Часть 7 (стр. 425-499)
Расположение в файле:
стр. 425стр. 434-436стр. 499

Молодой учёный