В данной статье рассматривается вопрос значения сигнатурного поведения в составлении криминалистического портрета преступника. Рассмотрены основные отличия от modus operandi, а также проанализирована связь с фантазией. Особое внимание уделяется примерам серийных преступлений и сигнатурам серийных преступников. Статья посвящена анализу роли сигнатурного поведения в профайлинге, его теоретических основ, практического применения в расследовании серийных преступлений и ограничений метода, подчеркивая его значение для современной криминалистики.
Ключевые слова: криминалистический профайлинг, тактический анализ, стратегический анализ, психологический профиль правонарушителя, сигнатура, почерк.
This article discusses the importance of signature behavior in compiling a forensic portrait of a criminal. The main differences from modus operandi are considered, as well as the connection with fantasy is analyzed. Special attention is paid to examples of serial crimes and signatures of serial criminals. The article analyzes the role of signature behavior in profiling, its theoretical foundations, practical application in the investigation of serial crimes and the limitations of the method, emphasizing its importance for modern criminology.
Keywords : forensic profiling, tactical analysis, strategic analysis, psychological profile of the offender, signature, handwriting.
Серийные убийства, характеризующиеся повторяющимися актами насилия, совершенными одним или несколькими лицами с определенным временным интервалом, представляют собой одну из наиболее сложных значимых категорий преступлений. Их изучение выходит за рамки традиционной криминалистики, требуя междисциплинарного подхода, включающего психологию, социологию и поведенческий анализ. Особое внимание в этом контексте привлекает ритуальное поведение — символические, повторяющиеся действия, которые преступник совершает на месте преступления или в процессе подготовки.
Американский психиатр Бенджамин Карпман в своих ранних работах проводил анализ серийных убийств. В результате он обнаружил, что достаточно часто маньяки совершают действия, которые не влияют на успех преступления, но имеют решающее значение для выражения основной мотивации или цели самого преступного деяния. Луис Б. Шлезинг — профессор психологии провел исследование на основе выборки серии изнасилований. Он сделал анализ поведения 38 преступников и 162 их жертв, особый интерес представляла уникальность действий на месте преступления. Почерк был определен как ритуальный акт, представляющий собой особое или уникальное поведение, не встречающееся ни на одном другом месте преступления в выборке; ритуальный акт, представляющий собой уникальный или отличительный способ выполнения привычного действия. В результате было установлено, что поведение этой группы преступников на месте преступления довольно сложное и разнообразное. [1, с. 240]
По мнению Джона Дугласа, сигнатурное поведение (signature behavior) в криминалистике — это специфические, повторяющиеся действия преступника, которые отражают его психологические, эмоциональные или символические потребности и не связаны с практическими аспектами совершения преступления. Оно является подкатегорией ритуального поведения и часто используется в профайлинге для идентификации личности преступника, связывания преступлений и прогнозирования его дальнейших действий. В отличие от modus operandi (МО), который направлен на достижение цели преступления (например, избежание поимки), сигнатурное поведение выражает уникальную «подпись» преступника, связанную с его фантазиями, мотивами или психопатологией. [2, с. 21–23]
Действия преступников, связанные с сигнатурным поведением, тесно переплетаются с их фантазиями. Фантазии серийного убийцы развиваются и подпитывают его поведение, которое, в свою очередь, усиливается каждым совершенным преступлением. Убийство подпитывает фантазию, а фантазия подталкивает на новые убийства. Серийный убийца не способен остановиться самостоятельно, так как каждое успешное преступление придает ему уверенности, укрепляя его действия и усиливая внутреннее оправдание своих поступков. Иными словами, серийные убийцы склонны увеличивать частоту преступлений, поскольку убийства становятся необходимыми для поддержания их психологического равновесия. Фантазии, будучи устойчивыми, приводят к тому, что сигнатурное поведение остается неизменным даже при изменении modus operandi (МО). Например, убийца может менять способ проникновения в дом жертвы (МО), но всегда оставлять цветок на теле (сигнатура)
Такие действия могут включать:
— Специфическое расположение тела жертвы или предметов на месте преступления.
— Использование определенных символов, знаков или надписей.
— Совершение повторяющихся действий, таких как нанесение одинаковых ран или использование одних и тех же предметов.
— Проведение ритуалов до или после преступления, например, очищение места преступления или оставление «подписи» (signature).
Ритуальное поведение отличается от modus operandi (способа совершения преступления), который направлен на достижение практической цели (например, избежание поимки). Ритуалы, напротив, удовлетворяют внутренние психологические потребности преступника. Например, серийный убийца может оставлять на месте преступления цветы, что не связано с самим актом убийства, но отражает его личные убеждения или фантазии.
Фантазия— это движущий механизм убийства [3, с. 16]. По мере того, как каждое убийство подпитывает фантазию, она становится все более масштабной. Одно преступление перестает приносить удовлетворение, и убийца ощущает потребность убивать снова, причем с возрастающей частотой. Успех и чувство собственной значимости для серийного убийцы связаны исключительно с актами насилия. Все серийные убийцы следуют этой модели, увеличивая количество и частоту преступлений.
Парфенов А. А. указывает, что фантазия является центральным элементом убийства и предлагает механизм из 5 элементов: 1) отношения: касается способа, которым преступник фантазирует об установлении отношений с будущей жертвой; 2) парафилия: касается сексуальной сферы фантазии; 3) ситуационный: представляет ту часть фантазии в отношении обстановки, в которой преступник хочет совершить убийство, и того, как он хочет убить жертву; 4) тип жертвы: серийный убийца должен выбрать конкретный тип жертвы, который отражает его фантазии в отношении пола, возраста, расы, цвета лица и роста; все те аспекты, которые делают добычу уникальной и незаменимой в сознании убийцы; 5) самовосприятие: то, как убийца воспринимается в фантазии. [4, с. 92]
Проявлениями сигнатурного поведения можно считать «ритуалы» американского серийного убийцы Теда Банди. Преступнику было недостаточно совершить убийство для удовлетворения своих фантазий, он мечтал обрести контроль над идеальными девушками. Так он сам создавал «женский эталон». Тед наносил макияж и делал прически жертвам уже после убийства, это позволяло ему в полной мере реализовать свои желаниями.
Другой пример, Деннис Нильсен — серийный убийца из Британии. На его счету 15 жертв, за которыми он ухаживал. Нильсену нужен был идеальный партнёр, которого он создавал. Это было связано с его глубоким чувством одиночества и эмоциональной нестабильностью. В результате своих желаний, он хранил тела в своей квартире, иногда одевал и разговаривал с ними, прежде чем расчленять и избавляться от останков. Нильсен также сжигал одежду жертв и оставлял символические предметы, такие как зеркала (символизировало его нарциссизм), рядом с телами.
Луис Шлезингером в одном из своих интервью отмечал, что не всегда серийные убийцы имеют высокий уровень интеллекта, наибольшая сложность для них не касается ритуалов, самая сложная задача — это похитить жертву. Кроме того, он подчеркивает, что у многих людей есть очень тревожные сексуальные фантазии, которые они держат в тайне поскольку боятся осуждений. Однако реализация фантазий, обычно происходит вследствие какого-то травмирующего фактора или толчка, например, разрыв отношений. Психолог утверждает, что мужская психология гораздо более хрупкая, чем женская, и травмирующим событие может стать даже беременность девушки. [5]
Сигнатурное поведение позволяет профайлеру дополнить психологический портрет. Оно раскрывает личностные характеристики, мотивы и возможные психические расстройства преступника. Анализ сигнатур, таких как трофейное поведение или специфические позы жертв, помогает профайлерам классифицировать преступников по типологии (например, организованные и неорганизованные. В контексте серийных преступлений сигнатурное поведение является важным для установления связи между правонарушениями. Именно почерк дает возможность связать разные преступления, совершенные одним лицом. Например, в деле Джека-Потрошителя удаление органов и специфическое расположение тел жертв связали убийства в Уайтчепеле, несмотря на различия в локациях.
Кроме того, анализ сигнатурного поведения помогает разрабатывать оперативные стратегии, которые ускорят поимку преступника. Характерный почерк позволяет сузить круг подозреваемых.
Ритуальное поведение является важным элементом криминалистического профайлинга, позволяя раскрывать внутренние мотивы и психологические особенности преступника. Анализ ритуалов помогает не только составить портрет правонарушителя, но и предсказать его действия, что делает профайлинг незаменимым инструментом в расследовании серийных и ритуальных преступлений. Однако для повышения точности метода необходима строгая научная база и учет этических аспектов. В России профайлинг продолжает развиваться, опираясь на международный опыт и отечественные наработки.
Литература:
- Brown J. S. The Psychopathology of Serial Sexual Homicide: A Review of the Possibilities // American Journal of Forensic Psychiatry. — 1991. — № 12. — P. 13–21.
- Douglas J. E., Burgess A. W., Burgess A. G., Ressler R. K. Crime Classification Manual: A Standard System for Investigating and Classifying Violent Crime. 3rd ed. Hoboken, NJ: Wiley, 2013.
- Schlesinger, Louis & Kassen, Martin & Mesa, V & Pinizzotto, Anthony. (2010). Ritual and signature in serial sexual homicide. The journal of the American Academy of Psychiatry and the Law. 38.
- Парфенов, А. А. Особенности стадии фантазирования в механизме серийного убийства / А. А. Парфенов // Юридический вестник. — 2020. — № 4(4). — С. 88–94.
- The mind of a serial killer: podcast episode // Speaking of Psychology, American Psychological Association. URL: https://www.apa.org/news/podcasts/speaking-of-psychology/serial-killer-mind (дата обращения: 08.05.2025).