На сегодняшний день статистика о совершенных криминальных суицидах среди несовершеннолетних не представлена на официальных порталах. По данной причине отследить динамику преступлений, связанных со склонением через Интернет несовершеннолетних к совершению самоубийств в полной мере не представляется возможным. СМИ разных регионов ведут собственные статистики, и многие из них заявляют о стремительном росте детских суицидов [1, 2]. С постоянным развитием информационных коммуникационных технологий (далее ИКТ), а также их частым использованием несовершеннолетними, увеличивается и риск неблаготворного влияния на последних. Невидимая опасность, исходящая из преступной деятельности, осуществляемой посредством ИКТ, все чаще угрожает жизни и здоровью несовершеннолетних, являющихся наиболее уязвимыми пользователями Интернет-пространства. Вместе с тем, развитие ИКТ во многом позволяет преступнику скрыть следы преступления и избежать ответственности за содеянное, что и вызывает проблемы при расследовании рассматриваемой категории преступлений.
Расследование преступлений, связанных со склонением через Интернет несовершеннолетних к совершению самоубийства основывается на понимании особенностей их физиологии и психологии. Г. С. Галстян в своём исследовании отмечает, что несовершеннолетние — это категория, которая в силу своего израстания генерирует постоянные изменения в собственном поведении, а потому установить причины совершения ими каких-либо поступков изначально сложно. При этом основной причиной такого положения дел, в большей степени, является стороннее и слабо контролируемое воздействие на психику несовершеннолетнего, в т. ч. и посредством использования различных средств массовой информации [3]. Понимание следователем данной особенности позволит более осмысленно подходить к выбору тактики расследования преступления. В целом же несовершеннолетние тяжело идут на контакт со следствием, не осознают важность проводимых мероприятий. Несмотря на то, что показания несовершеннолетних являются единственным источником информации по делу, от них тяжело добиться получения правдивых сведений.
В целом производство отдельных следственных действий в ходе расследования склонения несовершеннолетнего к самоубийству зависит от исходной следственной ситуации.
Освидетельствование должно быть произведено незамедлительно в случае, если была произведена попытка суицида.
В случае, если поступила информации о совершении самоубийства, следователь производит проверку данной информации, выезжает на осмотр трупа. В ходе осмотра ставится отработка следующих версий: было совершено убийство; осуществлена «маскировка» убийства под самоубийство; «чистое» самоубийство; доведение до самоубийства; несчастный случай.
Осмотру предшествует тщательная подготовка, состоящая в сборе информации о потерпевшем, путем опроса родственников, учителей, а также учеников школы, в которой обучался несовершеннолетний. Некоторые детали о моральном состоянии несовершеннолетнего перед его смертью могут быть известны его близким друзьям. К осмотру привлекается врач судебный медицинский эксперт и эксперты-криминалиста из МВД России [5].
Осмотр места происшествия является ключевым следственным действием, направленным на поиск доказательств по делу. Как отмечает Н. А. Панина, в ходе осмотра не стоит ограничиваться осмотром области с очевидными признаками совершенного преступления (т. е. трупа), необходимо также исключить поверхностный осмотр. Автор рекомендует следователям применять криминалистическую технику для выявления и фиксации всех следов, указывает на недопустимость ошибок в рамках первичного осмотра, поскольку существует риск утраты доказательств по делу. Главным образом, следователям надлежит организовать поиск предсмертной записки, которая может быть выполнена как в традиционной форме рукописной записи на листе бумаги, так в виде записи на стекле и иных форматах. В силу развивающейся тенденции использования несовершеннолетними смартфонов и иных гаджетов, стоит направить поиск и на личный гаджет потерпевшего. Распространенными форматами электронных предсмертных записок являются: видеозаписи, аудиосообщения, отложенные, сохраненные сообщения в «Избранном», публикации на странице аканта потерпевшего. Нередкими признаниями в совершении самоубийства в ближайшем будущем являются онлайн-трансляции, имеющие временные ограничения в воспроизводстве, а также «предложенные» публикации. Не обязательно, что предсмертная записка будет содержаться именно в мессенджерах и социальных сетях. Она также может содержаться в электронных дневниках, заметках [4].
Помимо предсмертной записки необходимо искать возможное подтверждение склонения к самоубийству, также содержащегося в рамках электронных средств и носителей. Как правило, сообщения, поступающие из «групп смерти» с высокой вероятностью, будут подчищены и удалены, потому следователь должен действовать оперативно. Доступ к станице потерпевшего может быть получен преступником в ходе прямого взаимодействия с несовершеннолетним под предлогом вовлечения куратора в игру, смысл которого заключен в передачи куратору логина и пароля от личного аккаунта самими потерпевшим. В связи с данным фактом, следствие уполномочено направить запрос о предоставлении сведений о подозреваемом в юридическое лицо, управляющее конкретной социальной сетью или информационным ресурсом, в пределах которого произошло склонение к самоубийству. При чем, как правило, представители юридического лица — социальной сети имеют право предоставить только те сведения, которые не затрагивают конституционные права человека и гражданина (адрес личной страницы пользователя; дата создания страницы; номер телефона и электронной почты пользователя; 1Р-адрес, с которых пользователь осуществлял вход на страницу; история изменений пароля, логина (имени пользователя), номера телефона; историю обращений в службу поддержки; история блокировок страницы пользователя). Вместе с тем, если есть соответствующая санкция суда, то может быть представлена вся интересующая органы следствия информация о пользователе [6].
Первоначальный этап расследования рассматриваемых преступлений характеризуется производством обыска в соответствии с частью 5 статьи 165 УПК РФ в связи с возникновением риска частичного изменения и/или утраты криминалистически значимой информации, содержащейся на удаленных серверах (странице социальной сети потерпевшего). Следователю в условиях оперативности следует дать письменное поручение о проведении обыска по месту жительства потерпевшего, так как в данном случае проведение обыска носит неотложный характер и должно быть внезапным, производится чуть ли не в одно время с осмотром места происшествия.
На первоначальном этапе расследования рассматриваемых преступлений предпринимаются попытки установления личности преступника (куратора), склонившего несовершеннолетнего к совершению суицида. Для обнаружения преступника следователь осуществляет поиск всех электронных устройств (мобильных телефонов, электронных планшетов, ноутбуков и др., включая даже сетевые устройств типа роутера (маршрутизатора)); в том случае, если электронное устройство находится во включенном состоянии, то фиксирует все приложения или программы, веб-страницы, подвергшиеся запуску; осуществляет просмотр всей сетевой активности на электронных устройствах потерпевшего (1Р-адреса, МАС-адреса); если имеется доступ к SIM-карте мобильного устройства, то изменяет пароль потерпевшего в социальных сетях, мессенджерах; получает судебное решение о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами [5].
Таким образом, были рассмотрены основы организации первоначального этапа расследования преступлений, связанных со склонением через Интернет несовершеннолетних к совершению самоубийств, расследование которых осложнено особенностями психологии несовершеннолетних, легко уничтожаемыми электронными доказательствами по делу, оперативностью производства отдельных следственных действий.
Литература:
- «Мы не можем сделать МРТ души»: врачи бьют тревогу из-за подростковых суицидов. Разбираем их причины [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://74.ru/text/health/2024/10/25/74249786/ (дата обращения: 04.05.2025).
- Ложь и правда о суициде [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.culture.ru/events/4718627/lozh-i-pravda-o-suicide (дата обращения: 04.05.2025).
- Галстян Г. С. Суицид несовершеннолетних как крайняя форма девиантного поведения: социокультурный анализ: дис. … канд. социол. наук. Майкоп, 2010.
- Панина Н. А. Научно-практические рекомендации по тактике и организации расследования преступлений, направленных на побуждение несовершеннолетних к самоубийству // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2024. № 2.
- Озеров И. Н., Сааков Т. А. Некоторые тактические особенности первоначального этапа раскрытия и расследования преступлений, связанных с доведением до самоубийства посредством сети «Интернет» // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2021. № 4 (56).
- Россинская Е. Р., Сааков Т. А. Проблемы собирания цифровых следов преступлений из социальных сетей и мессенджеров // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. 2020. № 3 (15).