В статье проводится анализ уголовно-правовой характеристики преступления, связанного с использованием рабского труда, а также криминологическим аспектом его проявления в современной России. Рассматривается состав преступления, причины и условия, способствующие эксплуатации людей, сложности квалификации и раскрытия данного деяния.
Ключевые слова: рабский труд, уголовная ответственность, преступление против свободы, трудовая эксплуатация, защита прав человека.
Рабство — система общественных взаимоотношений, при которой допускается нахождение человека в собственности у другого человека будь то рабовладельца, хозяина. Согласно словарю русского языка под редакцией А. П. Евгеньевой: «Исторически первая и наиболее грубая форма эксплуатации, при которой раб наряду с орудиями производства является собственностью своего хозяина — рабовладельца» [1, с. 27].
Проблема использования рабского труда остаётся острой в современном обществе, несмотря на активную деятельность международных организаций и государств. Рабство является грубым нарушением прав человека и угрожает основополагающим принципам свободы и достоинства личности. Российское уголовное законодательство квалифицирует использование рабского труда как отдельное преступление, предусмотренное статьёй 127.2 УК РФ. Однако далеко не все проблемы теории и практики уголовно-правового регулирования борьбы с использованием рабского труда были решены статьёй 127.2 УК РФ. Криминологический анализ данной категории преступлений позволяет выявить основные факторы риска и разработать меры эффективной профилактики.
Итак, рассмотрим основной непосредственный объект правонарушений, перечисленных в главе 17 УК РФ. В соответствии с непосредственным предметом преступлений их можно разделить на две группы: преступления против личной свободы, а также преступления против чести и достоинства. К первой группе правонарушений относится личная свобода, то есть свобода распоряжаться собой по своему усмотрению, а ко второй группе — честь, достоинство и репутация личности.
Что касается использования рабского труда, Полянская Е. М. считает, что «применительно к ст. 127.2 УК РФ непосредственным объектом преступления служит общественные отношения, блага и интересы по обеспечению личной свободы человека, закрепленные ст. 22 Конституции РФ. При этом круг факультативных объектов использования рабского труда весьма разнообразен, это может быть жизнь, здоровье, нормальное развитие и воспитание несовершеннолетнего и т. д. и, учитывая квалифицирующие признаки и многообразие дополнительных объектов преступления, можно утверждать о многообъектности рассматриваемого состава преступлениях» [2, с. 35].
Однако на наш взгляд непосредственным объектом использования рабского труда правильнее признать общественные отношения, обеспечивающие право человека на бесплатный труд, поскольку при добавлении состава преступления, предусмотренного статьей ст. 127.2 УК РФ, обычно требуется дополнительная квалификация по статьям 126, 127, 127.1 УК РФ.
Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется активными действиями и заключается в использовании труда лица, в связи с чем осуществляются полномочия, связанные с правом собственности, если лицо не может отказаться от выполнения работ (услуг) по не зависящим от него причинам. Диспозиция уголовно-правовой нормы, устанавливающей ответственность за использование рабского труда, носит описательный характер. Однако одна из проблем такой формулировки объективной стороны заключается в том, что законодатель пренебрег такими деяниями, как порабощение или рабство, а также содержание в таком состоянии.
Так, верно высказывается Л. Л. Кругликов «Уголовный кодекс должен отражать (в дополнение к работорговле и рабскому труду) также третью, относительно независимую форму преступления — обращение в рабство. Как правило, это деяние в свое время предшествует двум другим преступлениям международного характера. Учитывая, что все три деяния относятся к одной и той же группе посягательств на личную свободу человека, дифференциация ответственности должна основываться на том же наборе квалификационных признаков, который в настоящее время предусмотрен статьями 127.1 и 127.2 Уголовного кодекса» [3, с. 21].
При уголовно-правовом анализе субъекта использования рабского труда следует отметить, что он не имеет специфических особенностей. Следовательно, субъект этого преступления является обычным, то есть это вменяемый человек, достигший шестнадцатилетнего возраста. Кроме того, субъект осознает, что использование человеческого труда не соответствует требованиям законодательства, что, по сути, представляет собой рабский труд, и хочет использовать такой труд, в то время как виновные, как правило, имеют корыстные мотивы в качестве общего мотива преступления. Сопутствующие мотивы и цели не влияют на квалификацию деяния по статье 127.2 УК РФ и не могут выступать в качестве обязательных.
Субъективная сторона использования рабского труда характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Виновный осознает, что использует труд другого человека, в отношении которого осуществляет полномочия, присущие праву собственности, и желает этого.
Законодатель не предусматривает мотив в качестве обязательного признака субъективной стороны данного преступления. Однако из смысла закона следует, что это преступление может быть совершено, как правило, из корыстных побуждений.
Таким образом, рабский труд представляет собой серьёзное нарушение прав человека и требует комплексного противодействия на уровне законодательства, правоохранительной практики и социальной политики.
Сегодня борьба с рабством является одним из главных приоритетов международного сообщества. Россия является участником международных соглашений по борьбе с использованием рабского труда и принимает активное участие по его искоренению. Уголовно-правовые механизмы должны быть дополнены соответствующими понятиями, эффективными мерами профилактики, социальной поддержки уязвимых групп и международным взаимодействием для достижения реальных результатов в борьбе с данным видом преступлений.
Литература:
- Евгеньева, А. П. Словарь русского языка / А. П. Евгеньева, Л. П. Алекторовы. — 3-е изд. — Москва: Полиграфресурсы, 1988. — 750 c. — Текст: непосредственный.
- Кургузкина, Е. Б. Уголовно-правовые и международные аспекты борьбы с использованием рабского труда и торговлей людьми / Е. Б. Кургузкина, Е. М. Полянская. — Воронеж: Воронежский гос. аграрный ун-т им. императора Петра I, 2016. — 130 c. — Текст: непосредственный.
- Кругликов, Л. Л. Проблемы теории уголовного права: Избранные статьи / Л. Л. Кругликов. — Ярославль: ЯрГУ, 2010. — 591 c. — Текст: непосредственный.