Автор в статье рассматривает взаимосвязь учебной мотивации и самоотношения в рамках учебной деятельности. Отмечается падение учебной мотивации у современных школьников и необходимость поиска новых подходов к её поддержке. Анализируются типы мотивации в связи с особенностями самоотношения. Обоснована необходимость дальнейшего эмпирического и теоретического исследования для создания программ психолого-педагогического сопровождения.
Ключевые слова: учебная мотивация, самоотношение, подростковый возраст, внешняя мотивация, внутренняя мотивация.
В условиях цифровизации и реформирования образования современному обучающемуся предъявляются новые требования: условиями успешного обучения выходят на первый план навыки целеполагания, самообразования, а также наличие адекватной самооценки и устойчивой осознанной мотивации. Исследователи ещё раньше пришли к выводу, что мотивация способна играть ключевую роль в успехе деятельности. Однако в настоящее время мы остро сталкиваемся с падением учебной мотивации обучающихся, особенно в подростковом возрасте [2]. Поиск мер поддержки становится важной проблемой, требующей к себе внимания.
Мы предполагаем, что рассмотрение взаимосвязи мотивационного компонента личности с самоотношением может стать одним из ответов на данный вызов, учитывающим актуальные запросы со стороны современного образования.
В нашей статье мы раскроем учебную мотивацию в рамках учебной деятельности. Если начать с основ и обрисовать «единицу» нашего теоретического исследования, то сам термин «мотивация» в своей трактовке имеет разные вариации, однако большинство из них так или иначе сходятся в том, что он представляет собой совокупность «факторов» или, по-другому, мотивов, регулирующих активность личности (К. К. Платонов, Л. И. Божович, К. Мадсен, Ж. Годфруа, Р. С. Немов).
Учебная деятельность выступает в роли процесса, в котором личность овладевает способами учебных действий; ей присущи такие характеристики, как субъектность, целенаправленность, активность, предметность, а также наличие содержания и структуры [3]. Мотивация здесь — первый обязательный компонент. А. К. Маркова включает в него «направленности обучающегося на различные стороны учебной деятельности» [6]. То есть содержание мотивов задаёт ход деятельности, определяя, что будет важно для обучающегося, куда он будет стремиться. Здесь можно отметить важную деталь: мотивация влияет на успешность обучения. Так, А. К. Маркова отмечает, что учебная мотивация — «важнейший фактор успешности учения: именно наличие устойчивых мотивов учебной деятельности определяет активность ученика, его отношение к учебе, а также качество и глубину усвоения знаний» [6].
Самоотношение также не уступает по важности своего влияния на личность, оно «пронизывает многие стороны жизни и влияет на формирование содержания, структуры и формы проявления целой системы личностных психологических особенностей, лежа в основе её единства и целостности» [5]. Для понимания сущности данного феномена стоит обратиться к С. Р. Пантелееву, который отмечает, что «самоотношение может пониматься как обобщённое одномерное образование, отражающее более или менее устойчивую степень положительности или отрицательности отношения индивида к самому себе» [7]. Здесь мы видим, что самоотношение включает в себя эмоциональный компонент. Негативное отношение к себе может характеризоваться негативными убеждениями о своих способностях (например: «Я ни с чем не способен справиться»), ведёт к появлению напряжения, тревоги, что может сказываться на поведении человека, появлению избегающего поведения в деятельности. Обратная ситуация раскрывается с позитивным самоотношением: здесь присутствуют позитивные убеждения, более выраженная стрессоустойчивость (в сравнении с негативным самоотношением), конструктивное целеполагание. Конечно, и в позитивном самоотношении есть свои неоднозначности, ведь при определённых условиях чрезмерно выраженное самоотношение может проявляться в «завышенной самооценке», что также может создавать сложные ситуации для личности.
Таким образом, мы видим, что эти два явления (мотивация и самоотношение) способны оказывать регулирующее влияние на поведение личности, что даёт нам основание предположить их пересечение в психологическом пространстве.
Для более детального раскрытия вопроса: «Есть ли связь между самоотношением и мотивацией?», нам стоит обратиться к типам мотивации. Так, интринсивная (внутренняя) мотивация находится «внутри личности» и связана с личностными диспозициями: потребностями, установками, интересами, влечениями, желаниями, а внешняя выходит за пределы деятельности, становясь «обусловленной внешними условиями и обстоятельствами» [4]. В учебной деятельности также существует подобное деление, которое привело исследователей к попытке конкретизировать и создать классификацию таких мотивов в рамках процесса обучения (Л. И. Божович, А. К. Маркова, Т. О. Гордеева, С. Хартер, Э. Диси).
В своей классификации Т. О. Гордеева выделяет 7 видов мотивации: познавательная мотивация, мотивация достижения, саморазвития, самоуважения, интроецированная мотивация, экстернальная, амотивация [1]. Стоит подробнее рассмотреть некоторые из них в контексте связи с самоотношением:
– Мотивация самоуважения включает стремление к учебной деятельности ради ощущения собственной значимости и повышения самооценки за счёт достижений в учебе. То есть в данном случае такие мотивы могут быть актуальны для обучающегося, ориентированного на поддержку своего позитивного самоотношения с помощью учебных успехов;
– Интроецированная мотивация — побуждение к учебе, обусловленное ощущением стыда, вины и чувства долга перед собой и другими значимыми людьми. Стыд и чувство вины связаны с эмоциональной частью личности, с непринятием своего «Я» («Я плохой человек», «Мои поступки ужасны» и т. д.), что, по сути, является проявлением негативного отношения к себе;
– Внутренние мотивы (познавательная мотивация, мотивация саморазвития и достижения) — выражают стремление познать новое, улучшать свои навыки, развиваться и справляться с интеллектуально сложными заданиями. Они связаны с переживанием положительных чувств от процесса. Негативное самоотношение, предположительно, в таком случае может стать препятствием, перетягивая внимание с процесса на избегающее поведение неуспеха или мешая получить положительные эмоции от процесса, так как негативные убеждения будут доминировать. Положительное самоотношение, следовательно, наоборот, может стать дополнительной поддержкой познавательных мотивов.
Сказать объективно, что первично в этой связи на данном этапе сложно («Я к себе негативно отношусь, и поэтому у меня появляются подобные мотивы» или «Мои мотивы влияют на то, как я к себе отношусь»). Данный вопрос требует дальнейшего теоретического и эмпирического исследования. Допускается, что на разных возрастных этапах взаимосвязь выделенных явлений может иметь разную выраженность, так как в подростковом возрасте самоотношение выходит на новый этап, происходит активное развитие образа «Я».
Эмпирическое подтверждение рассматриваемой нами взаимосвязи может быть основанием для разработки развивающих программ, учитывающих сразу два важных аспекта для благополучного развития личности в рамках психолого-педагогического сопровождения в школе.
Литература:
- Гордеева Т. О. Базовые типы мотивации деятельности: потребностная модель // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 2014. № 3. С.63–78.
- Гордеева Т. О., Сычев О. А., Сухановская А. В. Динамика учебной мотивации и ориентации на оценки у российских подростков в период с 1999 по 2020 гг. // Культурно-историческая психология. 2022. Том 18. № 3. С. 104–112.
- Зимняя, И. А. Учебная деятельность как специфический вид деятельности / И. А. Зимняя // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2014. — № 1. — С. 3–14.
- Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — Москва и др.: Питер, 2006. — 508 с. — (Мастера психологии).
- Козьмина, Л. Б. Самоотношение и самооценка как предикторы психологического благополучия личности студентов-психологов / Л. Б. Козьмина // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2013. — № 1. — С. 193–197.
- Маркова А. К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова. — М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
- Пантелеев, С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система / С. Р. Пантелеев. — Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1991. — 100 c.