Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Эффективность исполнительного производства

Юриспруденция
22.12.2020
754
Поделиться
Аннотация
Автор статьи проводит анализ эффективности исполнительного производства. Делается вывод о наличии проблем правового регулирования исполнительного производства в Российской Федерации.
Библиографическое описание
Шепелёва, О. А. Эффективность исполнительного производства / О. А. Шепелёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 51 (341). — С. 319-321. — URL: https://moluch.ru/archive/341/76920/.


Автор статьи проводит анализ эффективности исполнительного производства. Делается вывод о наличии проблем правового регулирования исполнительного производства в Российской Федерации.

Ключевые слова: исполнительное право, ФССП, судебные приставы.

Процессуальное законодательство в целом и законодательство об исполнительном производстве в частности в последнее время испытывают на себе значительное внимание со стороны профессионального юридического сообщества. Проводимая в настоящее время реформа гражданского и арбитражного процессуального законодательства воспринимается многими как своевременная и оправданная в первую очередь в связи с объективно сложившейся перегруженностью судов [1].

Исполнительное производство как комплексная отрасль российского законодательства находится на стыке судебной и исполнительной власти, поскольку включает в себя деятельность как органов правосудия в части вопросов, отнесенных к их подведомственности, так и Федеральной службы судебных приставов — федерального органа исполнительной власти. Исполнительное производство является системой исполнительных действий, образующих в совокупности юридическую деятельность, происходящую на заключительной стадии судебного или иного правоприменительного процесса и в сфере деятельности органов исполнительной власти, направленную на обеспечение принудительного исполнения исполнительных документов судов и других принудительно исполняемых документов [2].

Нельзя не учитывать, что в современный период добиться стопроцентного исполнения исполнительных документов в России невозможно, поскольку реальность исполнения зависит, как уже отмечалось, от самых различных факторов, и при отсутствии либо недостаточности имущества должника, а также при использовании должником внешне законных способов сокрытия своего имущества исполнение фактически невозможно [3].

Исполнительное производство может сопровождаться совокупностью административно-правовых, уголовно-процессуальных и превентивных мер, позволяющих как обнаружить имущество должника, так и принудить последнего к совершению предписанных действий [4]. Однако эффективность данных мер на современном этапе развития исполнительного права имеет ряд существенных недостатков межотраслевого характера.

Между тем в настоящее время назрела острая необходимость в правовых средствах, способных снизить колоссальную нагрузку, приходящуюся на судебных приставов-исполнителей. Непринятие своевременных мер в данном направлении приведет к существенному снижению эффективности исполнительного производства, что недопустимо в связи с его высокой правовой и социальной значимостью [5].

Несмотря на значительные расходы бюджета, исполнительное производство в действующей модели не может быть эффективным. Высокий спрос на принудительное исполнение вкупе с недостатком мотивации пристава и низкой платежной культурой должника требует существенной перестройки системы. Один из возможных вариантов — внедрение частной системы исполнения. Такая система ставит агента исполнения в один ряд с иными людьми «свободных профессий» — аудиторами, арбитражными управляющими, адвокатами и нотариусами. Судебный пристав-исполнитель в этой системе самостоятельно организует и финансирует свою деятельность, а также несет ответственность за результаты своей работы. Подобная система успешно действует как в развитых европейских правопорядках (Франции, Нидерландах, Италии), так и в государствах — наследниках системы социалистического права (Литве, Польше, Казахстане). В последнее время с предложениями о реформировании системы в этом ключе выступали Дмитрий Аристов, главный судебный пристав РФ, эксперты Центра развития стратегических инициатив, а также НАПКА. При этом их взгляды на будущую систему принципиально различаются. ФССП и ЦСР предлагают передать в частные руки взыскание долгов с юридических лиц. При этом ФССП продолжит работу с гражданами и взыскание долгов в пользу бюджета (включая налоги). НАПКА, в свою очередь, предлагает отдать частным судебным приставам работу с долгами на сумму до 10 млн рублей независимо от личности должника. В зоне ответственности ФССП останутся только социально значимые взыскания — алименты, пособия, публичные долги. Основой корпорации выступят действующие коллекторские агентства или объединения [6].

Подобной точки зрения также придерживается М. А. Ерохова, которая утверждает, что «на фоне недовольства многих взыскателей работой государственной службы судебных исполнителей в качестве альтернативы допустимо ввести в российский правопорядок частных судебных исполнителей. Их задача — взять на себя те функции по исполнению, с которыми государственные исполнители справляются наименее успешно. Полномочие, которое в любом случае должно остаться у государства, — это привлечение должника к административной ответственности за неисполнение решения суда» [7].

Интересную модель исполнительного производства предлагает М. А. Подлипная, которая утверждает, что «вопрос об эффективности исполнительного производства зависит не от частной или публичной модели исполнения, а от баланса прав и обязанностей взыскателя, должника, суда и судебного пристава-исполнителя. Действительно, баланс прав и обязанностей складывается не в пользу судебного пристава-исполнителя, поэтому в ближайшем будущем мы должны отказаться от прокредиторского исполнительного производства. Одним из принципов исполнительного производства является принцип преимущественной защиты интересов взыскателя, который назван в постановлениях Конституционного Суда РФ. Если интересам взыскателя предоставляется преимущественная защита, исполнительное производство возбуждается в интересах взыскателя, то взыскатель и должен нести бремя содержания исполнительного производства вплоть до его удачного завершения. Естественно, когда у должника отсутствует имущество для погашения задолженности, риск остается на взыскателе, уплаченный им исполнительский сбор из бюджета не возвращается» [8].

Таким образом, в настоящее время современные обстоятельства обусловливают фундаментальные исследования проблем кодификации законодательства об исполнительном производстве. Сегодня существует проблема эффективности исполнительного производства. Некоторые исследователи связывают это с раздутым законодательством, регулирующим исполнительное производство, с его пробельностью и отсутствием кодифицированного нормативно-правового акта. Заявленная проблема нуждается во всестороннем изучении и тщательной научной разработке [9].

Литература:

1. Гуреев В. А. Оптимизация исполнительного производства и упрощение процедур взыскания Федеральной службой судебных приставов: вызовы, проблемы и пути их решения // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2018. — № 8. — С. 3–9.

2. Исполнительное производство: Учебник / К. Л. Брановицкий, Д. В. Бурачевский, В. В. Долганичев и др.; под общ. ред. В. В. Яркова. — М.: Статут, 2020. — 576 с.

3. Ярков В. В. Небюджетная (частноправовая) модель исполнения: пределы использования // Закон. — 2018. — № 8. — С. 71–78.

4. Решетникова И. В. Размышляя о судопроизводстве: Избранное. — М.: Статут, 2019. — 510 с.

5. Усов К. Ю. Введение в России института декларирования имущества должником: за и против // Вестник исполнительного производства. — 2019. — № 1. — С. 61–79.

6. Кудрявцева А., Подгорный А. В погоне за эффективностью // Банковское обозрение. — 2019. — № 1. — С. 92–93.

7. Ерохова М. А. О частных судебных исполнителях в российском правопорядке // Закон. — 2018. — № 8. — С. 62–70.

8. Подлипная М. А. Анализ государственной программы юстиции и актуальные вопросы развития органов принудительного исполнения // Вестник исполнительного производства. — 2018. — № 2. — С. 27–49.

9. Васильев-Локосов А. Е. Проблемы кодификации законодательства об исполнительном производстве // Юстиция. — 2018. — № 1. — С. 58–71.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
исполнительное право
ФССП
судебные приставы
Молодой учёный №51 (341) декабрь 2020 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 319-321):
Часть 5 (стр. 271-331)
Расположение в файле:
стр. 271стр. 319-321стр. 331

Молодой учёный