Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Проблема квалификации серийных убийств

Научный руководитель
Юриспруденция
08.05.2020
2259
Поделиться
Библиографическое описание
Овсейчук, А. С. Проблема квалификации серийных убийств / А. С. Овсейчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 357-359. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69743/.


Убийство — самое тяжкое преступление против личности, стоит ли говорить о повышенной общественной опасности целой серии таких преступлений. В криминальной истории нашей страны известно немало «громких» серийных убийц: А. Чикатило, А. Сливко, С. Ряховский, А. Спесивцев и другие. Преступления данной категории продолжают совершаться и в современной России. Только за 2011–2019 гг. в Пермском крае по данным следственного управления Следственного комитета РФ по Пермскому краю были раскрыты 9 серий убийств.

Несмотря на это в действующем уголовном законодательстве РФ не предусмотрена норма, определяющая значение понятия серийных убийств. Отсутствует и легальная дефиниция серийности преступлений, однако в науке и следственной практике она давно получило распространение как термин, обозначающий совершение на протяжении определенного периода времени одним и тем же лицом двух и более однородных преступлений, сходных по способу их совершения и имеющих один и тот же мотив.

Известный советский и российский психиатр и научный деятель А. О. Бухановский определял серийные убийства через совокупность их признаков как совершённое неоднократно преступление, характеризующееся наличием специфического (часто патологического) криминального почерка виновного, выражающегося в однотипности жертв, повторяемости криминальных ситуаций и мест совершения преступлений, специфичности способов нападения, стереотипности, ритуальности агрессивного нападения [4, c. 253].

Как уже отмечалось, в российском уголовном законодательстве нет и никогда не было нормативно-установленного определения серийных убийств. Научные исследователи-правоведы и практикующие юристы дают различные определения данного вида преступлений. Однако авторы едины в одном: при формулировании данной дефиниции неизменны два признака — один субъект преступления и неоднократность [5, c. 75].

К обязательным отличительным признакам такого рода убийств относят: однотипность, аналогичность способов совершения преступлений; общность (схожесть) мотивов убийств; факт их совершения в условиях неочевидности. Отличительной чертой серийных убийств как собирательного понятия и как предмета исследования, определяющего специфические особенности методики расследования этих преступлений, является разновременность их совершения. Таким образом, серийные убийства — это причинение смерти двум и более потерпевшим, совершенное одним и тем же лицом в разные промежутки времени и отличающееся однотипностью уголовно-правовых и криминалистических характеристик, а также тесной связью с личностью преступника.

Представляется, что серийные убийства в силу особой угрозы причинения вреда охраняемых законом общественных отношений требуют повышенного внимания со стороны государства и, в частности, законодателя. Основанием усиления уголовной ответственности, как полагает Д. М. Семенова, выступает повышенная общественная опасность повторных преступлений и личности виновного (кумулятивный эффект, накопление опасности личности) [6, c. 139]. На наш взгляд, термин «повышенная» не в полной мере отражает общественную опасность серийных убийств. В криминологии преступника, совершающего серийные убийства, обоснованно относят к «абсолютно опасному» типу преступника [7, с. 148], поэтому будет правильным серийные убийства считать преступлениями с высокой («абсолютной») общественной опасностью.

Множественность преступлений это последовательное либо разновременное совершение лицом нескольких (двух или более) преступлений, хотя бы по двум из которых сохранены уголовно-правовые последствия и отсутствуют процессуальные препятствия для возбуждения уголовного дела [8, c. 183]. До 2003 года в российском уголовном праве существовала такая форма множественности преступлений как неоднократность.

Под неоднократностью преступлений признавалось совершение двух или более преступлений, предусмотренных одной статьей или частью статьи Уголовного кодекса РФ. Часть 2 статьи 105 указанного закона предусматривала такой квалифицированный состав убийства как умышленное причинение смерти, совершенное неоднократно (п. «н»). В Постановлении Пленума ВС РФ от 27 января 1999 г. № 1 «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)» в первой его редакции содержалось разъяснение, что по п. «н» ч. 2 ст. 105 УК РФ квалифицируются действия виновного, совершившего два или более убийства при отсутствии единого умысла на их совершение и, как правило, в разное время. Одномоментное же причинение смерти нескольким лицам квалифицировалось по п. «а» указанной статьи. То есть, если убийству предшествовало в иной промежуток времени совершение другого преступления, предусмотренного статьей 105 УК РФ, оно признавалось совершенным неоднократно. Именно такой квалификации до внесения поправок в уголовное законодательство подлежали серийные убийства со свойственной им «многоэпизодностью». Однако Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» от 08.12.2003 № 162-ФЗ статья 16 УК РФ, содержащая в себе институт неоднократности, признана утратившей силу [1].

Согласно Постановлению Пленума ВС РФ от 27 января 1999 г. № 1 «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)» в уже действующей редакции после внесения поправок и отмены института неоднократности в российском уголовном законодательстве «… убийство двух или более лиц, совершенное одновременно или в разное время, не образует совокупности преступлений и подлежит квалификации по пункту «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ, а при наличии к тому оснований также и по другим пунктам части 2 данной статьи…».

Таким образом, в настоящее время судебная практика не разграничивает квалификацию одномоментного двойного убийства и серийных убийств.

Приговором Пермского краевого суда по делу № 2–15/2014 содеянное гр. З. квалифицировано по п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ. Согласно материалам уголовного дела, 05.09.2013 около 17 часов в ходе совместного употребления спиртных напитков между З. и потерпевшими С. и Ч. на почве личных неприязненных отношений произошла ссора, в ходе которой подсудимый нанес С. не менее трех ударов кулаком и не менее двух ударов кухонным ножом в грудь и спину потерпевшего, от которых тот скончался. Продолжая свои преступные действия, З. умышленно нанес Ч. ножом не менее трех ударов в спину, голову и по лицу. От полученных телесных повреждений, осложнившихся массивной острой кровопотерей, Ч. скончался на месте происшествия в течение нескольких минут. Таким образом, убийство двоих потерпевших одним сентябрьским вечером в ходе возникшей ссоры квалифицировано как причинение смерти двум и более лицам [3].

Такой же квалификации подлежали деяния гр. Г., который на протяжении периода времени с 2009 по 2010 гг. в г. Краснокамске Пермского края совершил ряд умышленных убийств лиц без определенного места жительства и регистрации. Согласно материалам уголовного дела, 15.05.2009 Г. нанес потерпевшему А. множественные удары ножом в область головы, шеи и тела, в результате которых потерпевший скончался на месте происшествия. 13.12.2010 Г., действуя совместно с М., напал на потерпевшего Ч., нанес тому многочисленные удары руками, ногами, металлической трубой и кусками кирпичей по голове и другим частям тела, от которых тот скончался на месте. 14.12.2010 Г. нанес потерпевшему Г-ову множественные удары руками и ногами по голове и телу, не менее двух ударов ножом в шею и не менее двух ударов в живот. Затем Г., разбив стеклянную бутылку из-под пива, острыми краями бутылки нанес Г-ову множественные удары в живот. После чего Г. руками надавил тому на область шеи и удерживал так до наступления смерти потерпевшего. В вечернее время того же дня Г. совершил еще одно убийство, нанеся ножом не менее пяти ударов в шею, грудь и живот потерпевшего К. Приговором Пермского краевого суда от 02.05.2012 совершенные в разные периоды времени убийства четырех человек, которые согласно уголовно-правовым и криминалистическим характеристикам составляют четыре разных «эпизода», квалифицированы по п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ — причинение смерти двум и более лицам [2].

По уголовно-правовой характеристике представленные примеры являются преступлениями с разной степенью общественной опасности. Данный тезис подтверждается также назначенным виновным наказанием: в первом случае подсудимому с учетом наличия у того опасного рецидива назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 18 лет, во втором примере — пожизненное лишение свободы. Однако по действующему уголовному закону деяния указанных лиц подлежат одинаковой квалификации.

Серийные убийства — уникальная категория преступлений, отличающаяся особой общественной опасностью, тесной связью с личностью преступника, «специфической» характеристикой поведения убийцы, который «маниакален» в совершении преступлений и не способен самостоятельно остановиться. Представляется, что деяния серийных убийц должны подлежать особой квалификации, которая бы учитывала исключительность данной категории преступлений.

Решение проблемы квалификации серийных убийств и отграничения данной категории преступлений от двойных убийств видится во внесении в Особенную часть Уголовного кодекса РФ новой статьи 105.1 УК РФ — серийные убийства и серийные убийства, сопряженные с изнасилованиями либо разбоями, а равно по найму.

Представляется, что необходимо также внести изменения и дополнения в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.01.1999 № 1, которое будет содержать определение серийных убийств, основанное на представлениях учёных-исследователей и практических работников о данном явлении.

Литература:

  1. О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 08.12.2003 № 162-ФЗ (ред. от 07.12.2011) // Российская газета, № 252, 16.12.2003.
  2. Приговор по делу № 2–5–2012 от 16 января 2012 г. // Текущий архив Пермского краевого суда.
  3. Приговор по делу № 2–15/2014 от 27 февраля 2014 г. // Текущий архив Пермского краевого суда.
  4. Бухановский А. О. Феномен «Чикатило» // Отв. ред. Дмитриева Т. Б., Бухановский А. О.: Серийные убийства и социальная агрессия. Тезисы докладов 1-й Международной научной конференции. ЛРНЦ «Феникс», Ростов-на-Дону, 1994. C. 252–262.
  5. Исаенко В. Н. Проблемы формирования понятия серийных убийств // Законодательство № 7, 2004. С. 74–79.
  6. Семенова Д. М. К вопросу о дифференциации уголовной ответственности за повторные преступления // Юридический вестник Самарского университета № 2, 2018. С. 138–141.
  7. Криминология: Учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева и В. Е. Эминова. 2-е изд., перераб. И доп. М.: Юристъ, 2000. 678 с.
  8. Тарасова Ю. Е. Эволюция взглядов на понятие множественности преступлений в российской уголовно-правовой науке // Актуальные проблемы российского права, № 7 (92), 2018. С. 178–185.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №19 (309) май 2020 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 357-359):
Часть 5 (стр. 343-413)
Расположение в файле:
стр. 343стр. 357-359стр. 413

Молодой учёный