Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Технические проблемы изучения истории технологии производства золотошвейного искусства Бухары

Искусствоведение
32
Поделиться
Библиографическое описание
Пулатова, М. С. Технические проблемы изучения истории технологии производства золотошвейного искусства Бухары / М. С. Пулатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 10 (21). — С. 343-344. — URL: https://moluch.ru/archive/21/2219/.

Мужская и женская одежда, попоны для лошадей и некоторые предметы домашнего обихода (сюзане, покрывала для подушек, молитвенные коврики) вышивались в несколько приемов на отдельных пяльцах или на одних, но частями. Мужские халаты вышивались в три приема: сначала вышивали только половину халата — одну полу и половину спины, соединенные только на плече, с тем расчетом, чтобы полу вместе со спиной можно было натянуть на пяль­цы в развернутом виде во всю их длину. Две отдельно вышитые половины халата сшивались посредине спины, рисунок же подгонялся и до­шивался на стыке. Рукава вышивались отдельно на других пяльцах. Попоны для лошадей шили на одних пяльцах в два приема: сначала вышивали нижнюю часть ее, свернув верхнюю в трубку. По мере того, как ткань покрывалась вышивкой, вышитая часть ее закручивалась. По окончании первого этапа работы приступали к верхней части попоны. Так же вышивались сюзане, покрывала для подушек и молитвенные коврики. После того, как все предварительные работы были выполнены и материал подшит к основе, приступали к прикреплению узора, вырезанного из кожи, картона или бумаги. Раз­метку узора начинали с каймы. Шнуром, натертым мелом, двумя параллельными линиями от­бивали края каймы. Вышивание начинали с узких полосок «оба», ограничивающих кайму с обеих сторон, и только после этого поле каймы заполнялось узором. Чтобы наложенные на ткань кожаные или бумажные выкройки узора не сдвигались при шитье, их прикрепляли круп­ными стежками, прохватывая иглою насквозь и ткань и бязевую основу. Когда кайма была за­кончена, компоновали узор центрального поля вышивки. Распределение узора по ткани вооб­ще, а на предметах одежды в особенности, счи­талось наиболее сложным и ответственным де­лом. (2:44)

Каждый предмет, который предполагалось украсить золотым шитьем (в дворцовой мастерской), прежде чем поступить в руки вышивальщика, проходил предварительную, нередко сложную и продолжительную подготовку. Материал, выбранный для изделия, получал двор­цовый закройщик – хосаги бардор, который по установленному для каждого вида изделий об­разцу и соответствующей мерке раскраивал его. Раскроенный материал вместе с рисунком, по которому он должен был быть вышит, поступал в мастерскую. Рисунки изготовлял рисоваль­щик— тархкаш, они представлялись эмиру, и только после его одобрения передавались золото швеям для работы. Для каждого предмета, предназначенного для личного пользования эми­ра, изготовлялся особый рисунок. Получив ма­териал и рисунок, в мастерской приступали к подготовке настила под шитье, или к заготовке необходимого количества отдельных элементов узора, входящих в композицию рисунка. Для этого контур рисунка, который выполнялся обычно черной тушью (иногда с подцветкой) на плотной белой бумаге, прокалывали иглой, на­кладывали на кожу, картон или толстую бумагу, куда и переводили его припорашиванием толченым углем. Переведенный рисунок обводили тушью или карандашом и вырезали ножни­цами «кайчи-уштур-гардан». Вырезыванием узоров занимался обычно специалист этого дела – гульбур. При больших заказах, когда одному человеку было трудно справиться с работой, в помощь ему назначали наиболее квалифициро­ванных мастеров из числа вышивальщиков. Ког­да узор вырезан и пяльцы должным образом подготовлены (то есть к ним подшита и туго натянута бязевая основа – тавор), приступали к вышиванию на пяльцы раскроенной ткани. Хотя обычно тавор снимали вместе с закончен­ной вышивкой, иногда для облегчения работы, особенно если ткань предполагали густо за­шить золотом, бязевую основу удаляли до вы­шивания. Натянув ткань вышивки и приметав ее к бязевой основе, пяльцы перевертывали и подрезали основу так, чтобы вышиваемая ткань держалась только на буз-остаре (на полосах бязи, пришитой к боковым брусьям пяльцев). Иногда бязевая основа удалялась частично уже после того, как предмет был вышит. В этом слу­чае бязевая основа оставлялась только под шитьем и лишнее удалялось. (1:22)

Когда весь узор на вышиваемый предмет был нанесен, приступали к самому шитью. За пяль­цами над одним изделием работали по несколь­ку человек, вышивая отдельные его части. За большими пяльцами одновременно могли рабо­тать до 10—12 человек. Наиболее ответственны­ми частями в одежде (халатах, мундирах, кам­золах) при шитье золотом считались концы рукавов— нуги-остин и грудь—саридиль, на ко­торые прежде всего при одевании одежды падал взор «повелителя правоверных». Поэтому их старались выполнить особенно тщательно, по­ручая шитье этих частей одежды наиболее искусным вышивальщикам. Вообще же нужно отметить, что памятники золотого шитья в по­давляющем своем большинстве технически настолько искусно и тонко выполнены, что только в редких случаях при самом тщательном и де­тальном рассмотрении можно заметить, что они являются предметом коллективного, а не инди­видуального творчества.

Шитье золотом производилось в такой по­следовательности: сначала зашивался основной узор пряденым или волоченным золотом, а затем уже производилась детальная разделка его кру­ченым – тофта-дузи или волоченным – сим-дузи золотом; нитями «калёбатун джингили уруси»; шелком «беришим-дузи»; сканью — золотом, смешанным с шелком. Нашивались рельефные розетки, имитирующие ювелирные украшения и т. д. После того, как весь узор таким образом был зашит, приступали к обшиванию контуров узора тонким шнурком тахрир – из золо­тых более или менее туго скрученных нитей. (1:23)

Когда весь халат (или другой какой-нибудь предмет одежды) был вышит, его снимали с пяльцев и передавали для окончательной отдел­ки дворцовым портным. Портные, соединив от­дельно вышитые части халата и подшив под­кладку, сдавали его женщинам для обшивания шелковой тесьмой. Все предметы одежды и не­которые принадлежности мужского и женского костюма (мужские поясные платки, жен­ские головные уборы и голов­ные платки), а также и предметы домашнего обихода (сюзане, покрывала для подушек, на­волочки, молитвенные коврики) снимались с пяльцев сразу же, как только их вышьют. Такие же предметы золотого шитья, как попоны, обувь, отделка для платьев, тюбетейки, головные по­вязки и различного рода мешочки, прежде про­клеивались для плотности с изнанки раститель­ным клеем. На некоторые предметы, как, например, головные повязки, чтобы придать им большую плотность, с изнанки подклеивали несколько слоев бумаги или материи.

 

Литература:

1.      Гончарова П.А. Золотошвейное искусство Бухары. Ташкент, 1986 г., 112 с.

2.      Чижикова Л.П. Виды декоративно-художественного оформления изделий // Школа и производство журн. 1991, №9, 41-45 стр.

 

 

 

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный