Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Комплексное консервативное лечение травматических плечевых плекситов

Медицина
29.10.2016
5423
Поделиться
Библиографическое описание
Бердиева, Э. Б. Комплексное консервативное лечение травматических плечевых плекситов / Э. Б. Бердиева, О. М. Бабаева, А. К. Тушиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34590/.


Среди заболеваний периферических нервов особое место занимают поражения плечевого сплетения — плечевые плекситы. Наиболее частые их причины — травмы.

В связи с ростом травматизма большой интерес представляет лечение больных с данными поражениями. За последние годы увеличивается количество дорожно-транспортных повреждений плечевого сплетения [1–3].

Под нашим наблюдением находилось 32 больных с травматическими плекситами, из них 3 женщины и 29 мужчин. Возраст их преимущественно молодой, от 20 до 40 лет.

Характер полученных травм указан в таблице 1.

Таблица 1

Характер травм

Количество больных

Пол больных

Дорожно-транспортная

28

27 муж, 1 жен

Бытовая (падение с высоты)

4

2 муж, 2 жен

Давность полученных травм указана в таблице 2.

Таблица 2

Срок давности травмы

Количество больных

До 3 месяцев

12

4–6 месяцев

9

7–12 месяцев

3

Более года

6

Симптоматология повреждения плечевого сплетения в значительной мере зависит от поражения определенных нервных стволов и степени его поражения [5–7].

У 5 больных с верхним плечевым плекситом Дюшена-Эрба, возникающим при поражении 5–7-го шейных корешков, наблюдалась невозможность отведения плеча, ротации его, рука свисала вдоль туловища, плечо опущено книзу. Больные поднимали и опускали пораженную конечность с помощью здоровой, но большинство движений кисти и пальцев не нарушалось. Сухожильные рефлексы отсутствовали или были снижены. Чувствительность нарушена в зоне иннервации пораженных корешков.

Нижний плечевой плексит Дежерина — Клюмпке, возникающий при поражении 7-го шейного и 1-го грудного корешков, наблюдался у 4 больных и характеризовался параличом мелких мышц сгибателей кисти и пальцев в сочетании с расстройствами чувствительности по внутреннему краю плеча, предплечья и кисти, а также легкой атрофией мышц плеча и предплечья.

У остальных 23 больных отмечался тотальный плечевой плексит с поражением 3 нервных стволов с полным нарушением проводимости. У них развивался вялый паралич руки с отсутствием или понижением сухожильных и периостальных рефлексов. Произвольные движения в плечевом поясе и верхней конечности отсутствовали у 9 больных, лёгкие движения в пальцах кисти отмечалось у 11-ти. У 3-х больных, по заключению нейрохирурга, был тотальный плечевой плексит «отрывного» характера, с вялой плегией верхней конечности, грубыми атрофиями мышц и анестезией по всей поверхности руки. Кроме того у 12 больных расстройство чувствительности выражалось в виде: болей, парестезий, разнообразных неприятных субъективных ощущений (чувство онемения, ползания мурашек, жар, холод, жжение, покалывание и т. д).

Снижение или повышение чувствительности отдельных участков пораженной конечности, а также выпадения мышечно-суставного чувства в пальцах кисти, лучезапястном, а иногда и в локтевом суставах было выражено у всех больных.

Вегетативные и трофические изменения, при повреждении плечевого сплетения, появлялись у больных с первых дней заболевания и стойко держались в период лечения. Они проявлялись на пораженной конечности — ломкостью ногтей, выпадением волос, бледностью и истончением кожи, иногда гиперкератозом. У больных с тяжелым повреждением нервных стволов развивались: ангидроз, выраженная атрофия мышц и изменения в костях. При легких поражениях нервных стволов кожа была горячей и тонкой, усиленное потоотделение, снижением роста ногтей и волос.

Все больные были проконсультированы нейрохирургом, по заключению которого оперативному лечению они не подлежали. Большая часть больных ранее уже получали разнообразное консервативное лечение.

Консервативное лечение, проведенное нами, включало иглорефлексотерапию в сочетании с тепловыми процедурами (озокерит и парафин) на пораженную конечность, массаж и лечебная гимнастика. А также медикаментозная терапия: нестероидное противовосполительное средство (таблетка Аэртал 100мг 2 раза в день, производство фармакологической компании Гедеон Рихтер, Венгрия) и витаминотерапия в течении 20 дней.

Иглорефлексотерапия проводилась по общеизвестным правилам. В соответствии с давностью процесса и ведущего клинического синдрома применялись — тормозной или возбуждающий метод, при необходимости их сочетание. На курс 10 процедур, которые проводили ежедневно. При необходимости, некоторым больным проводилось по 2 курса с перерывом 10 дней [4]. Число одновременно используемых точек во время процедур колебалось от 4 до 10.

Выбирались точки воздействия в зоне шеи, особенно точки Ямамото, по ходу верхней части средней, первой и второй боковым линиям спины; в шейно-плечевой области, лопатки; точки верхнего отдела третьей и четвертой боковым линиям груди, а также по линиям внутренней и наружной части руки, кисти. В сочетание точек воздействия входили те из них, которые соответствовали у каждого больного сегментарно-корешковой локализации поражения (верхний, нижний и тотальный плексит).

Озокеритовые и парафиновые аппликации на воротниковую зону больным назначали, после первого курса иглотерапии. Курс лечения 10 дней, ежедневно, длительностью 20 минут.

Кроме клинического обследования до и после лечения, больным проводились: электрокардиография (ЭКГ), рентгенография (РГ), электромиография (ЭМГ), динамика артериального давления и пульса, исследование кожной температуры.

Исследование ЭКГ, пульса и артериального давления не вывили существенных изменений до и после лечения плечевого сплетения. При кожной термометрии до лечения отмечалась выраженная асимметрия, которая после лечения у многих больных сгладилась.

Лечение 23 больных проходило под электромиографии. До лечения у 18 из них при тонических напряжениях пораженных мышц наблюдались тяжелые нарушения проводимости нервных стволов. Таким образом, по классификации Ю. С. Юсевича у 8 больных отмечалось полное биоэлектрическое молчание (4-тип биоэлектрической активности) и у 10 больных (2–3 тип биоэлектрической активности с отдельными фасцикуляциями и фибриляциями) [8].

У 5 больных на электромиограммах определилось лишь снижение высоты биопотенциалов при максимальном сокращении мышц, т. е. 1-й тип биоэлектрической активности в 40–130мкв с асимметрией и 60–2000мкв по сравнению со здоровой стороной.

После проведенного лечения ни у одного больного на электромиограммах не было биоэлектрического молчания (1-го типа биоэлектрической активности). 2-й тип биоэлектрической активности наблюдался лишь у одного больного. У остальных 22 больных биоэлектрическая активность при максимальном сокращении была 1-го, нормального типа. И лишь у 9 больных отмечалась асимметрия биоэлектрической активности в 100–1000мкв.

На контрольных рентгеновских снимках шейного отдела позвоночника и плечевого сустава, отмечалась положительная динамика за счет хондропротекции суставных поверхностей.

В результате проведенного лечения у 9 больных отмечалось значительное улучшение: боли в руке уменьшились или постепенно исчезли, наступило полное или значительное восстановление движений, атрофия мышц стала не резко выраженной. Сухожильные рефлексы и чувствительность восстановились.

У 20 больных, закончивших лечение с улучшением, отмечалось небольшое ограничение движении в руке, умеренное снижение мышечной силы, легкая атрофия мышц плеча, предплечья и мелких мышц кисти. У 3 больных с тотальным плечевым плекситом состояние оставалось без перемен: наблюдались стойкие вялые параличи с грубыми атрофиями мышц, отсутствие рефлексов, полной анестезии и образованием стойких контрактур. Но у них в какой-то степени лечение дало положительный эффект — исчезла боль и улучшилась трофика кожи.

Таким образом, клинические данные, а также результаты термометрии, исследование электромиографии указывают на эффективность проводимого нами комплексного лечения иглорефлексотерапией в сочетании с парафиновыми и озокеритовыми аппликациями, а также ограниченной медикаментозной терапии.

Литература:

  1. Иргер. И. Нейрохирургия. М.: Медицина, 1971 г.
  2. Лобаев.И. Исходы закрытых плечевого сплетения. Автореф., дис. канд. мед. наук, 1966 г.
  3. Муравьева. В. Экспертиза трудоспособности и трудоустройство больных с отдаленными последствиями травматических повреждений периферических нервов верхних конечностей. Журн. Неврология и психиатрия, 1968 г., № 2.
  4. Табеева.Л. Методические рекомендации по иглотерапии. Казань, 1978 г.
  5. Лурье. А. Хирургия плечевого сплетения. И.: Медицина 1965 г.
  6. Боелев.В. Синдром плечо-кисть. Пловдив: Изд-во им. Хр. Г. Данова, 1978 г.
  7. Кахиани. С. Плечевое сплетение и его длинные ветви. Тбилиси; Госуд. Изд-во Сабчота Сквартвело, 1961 г.
  8. Юсевич. Ю. Электромиография и клиника нервных болезней. И; Медгиз, 1966 г.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №21 (125) ноябрь-1 2016 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 52-54):
Часть 1 (стр. 1-109)
Расположение в файле:
стр. 1стр. 52-54стр. 109

Молодой учёный