Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Воспоминания детства как источник педагогического знания

Спецвыпуск
23.11.2015
135
Поделиться
Библиографическое описание
Блинова, А. В. Воспоминания детства как источник педагогического знания / А. В. Блинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.1 (102.1). — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23159/.


 

Знайте, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее,

и полезнее впредь для жизни,

как хорошее какое-нибудь воспоминание,

вынесенное из детства, из родительского дома.

Ф.М. Достоевский

Детские годы дают растущему человеку многомерный опыт понимания себя и других, возраст детства сравнивают с «открытием мира», так неисчерпаема его глубина познания. Это время сказок и чудес, невероятных историй и приключений, первой любви и первого разочарования. Всё, что происходит с нами в детстве, весь детский опыт становится основой формирования человека как личности. Книги детства помогают ребенку понять, «что такое хорошо и что такое плохо».

Н.Е. Кутейникова пишет: «Детско-подростковая литература нового тысячелетия, как правило, легко читается и воспринимается взрослыми – родителями и педагогами, если она создана в контексте отечественных культурных традиций. Главное для взрослых – понять и принять то, что современные дети хотят читать свою литературу, поэтому нам необходимо эту литературу знать, читать и выбирать для чтения детей качественные и талантливые произведения» [4, с.40]. Одним из них является маленькая повесть Ирины Краевой «И попрыгать на воле». Это открытое окно в душевный мир девочки, которая проходит испытания совести, чуткости, душевной щедрости, встречаясь с разными людьми и их судьбами. Эта повесть вдохновлена воспоминаниями детства, состоит из небольших историй, она удивляет читателя своей искренностью, доверчивостью, эмоциональностью. Её содержание можно назвать «педагогикой сердца» (Е. Галицких), столько в повести уроков жизненного опыта, нравственных прозрений, проверки на совестливость и деликатность, на человеческое в человеке. Повесть отличается педагогическим потенциалом и ставит смысложизненные вопросы перед читателями и своей маленькой героиней [2, 5 – 8].

Остановимся на педагогически значимых эпизодах повести. События, встречи с молодыми людьми, кризисы, горе и радость дают взрослеющей душе особые впечатления, которые не забываются». «Сюжет выстроен как последовательность событий, сохраненных памятью сердца. Каждое из них что-то прибавляло к пониманию жизни, самосознанию девочки», – пишет Е.О. Галицких [1, с. 51].

В начале повести мы узнаем о дне рождения девочки, это 9 мая - День
Победы – он обещает героическую судьбу. Её назвали Ириной, что означает мир и покой. «В общем-то, зря», – признается Ирина Краева. Мама Ирины была преподавателем истории в пединституте и рассказывала про героические подвиги. Наверное, под впечатлением от маминых рассказов маленькая девочка стала мечтать о войне, чтобы совершить подвиг. Да и как не мечтать, если книжки и фильмы тоже рассказывали о героях! Рабочий-революционер Николай Бабушкин, революционер Николай Лазо, партизанка Зоя Космодемьянская были кумирами героини. «И я хо­тела жить на бла­го всех лю­дей, но­сить в кар­ма­не ре­воль­вер, и от­дать жизнь во имя об­ще­го де­ла» [3, с. 68]. Эта «мальчишница» (так называет Ирину соседка тётя Нина) не играла в куклы, а бегала с Олеж­кой Ба­лала­евым и Коль­кой По­рубо­вым во дворе и была организатором «общества по борьбе с пенсионерами». Но мечты девочки о войне и подвигах рассеиваются после экскурсии в бомбоубежище, где её потрясло папье-маше спины девочки, попавшей под ядерный взрыв. «Боль­ше я не хо­тела ни­какой вой­ны. И под­ви­га ни­како­го не на­до. Лю­ди неж­ные, у них есть спи­ны. И они слу­жат для то­го, что­бы но­сить платья в го­рох или ру­баш­ки в по­лос­ку. А не для то­го, что­бы ле­жать в бом­бо­убе­жище» [3, с. 72].

Ирина Краева иронично рассказывает читателю о своей детской мечте. Этот эпизод помогает посмотреть на войну сквозь горе, бомбоубежище, боль, которые ребенок просто представил, а ещё не пережил. Детям уже в детстве доступно чувство родины. Военные фильмы и книги, истории о подвигах предков послужат хорошим источником знаний о Родине. Повесть «И попрыгать на воле» дает возможность ребенку понять горе «войны» и посмотреть на мир «серьезным» взглядом. Чтобы совершить подвиг, вовсе не надо ждать особых условий, нужно любить близких и далеких людей, жить по совести.

Следующий эпизод про лягушонка поднимает не менее важную проблему отношения к жизни. Девочка, играя в траве, заметила крохотного лягушонка, который как и она прыгал. Игра «кто прыгнет выше» закончилась тем, что Ирина «так же – иг­рая, хлоп­ну­ла по не­му что бы­ло мо­чи но­гой» [3, с. 75]. Мама всё видела, назвала дочь «живодёркой» и «мерзавкой». Девочка заплакала, но скорее не столько от понимания своего плохого поступка, а из-за того, что на неё обиделась мать. Осознание содеянного пришло позже, когда у Ирины выпал зуб. «И тут я вспом­ни­ла про ля­гушон­ка. Иног­да так бы­ва­ет. Вдруг что-то ожи­ва­ет в те­бе, о чем уже за­был нап­рочь» [3, с. 77]. Обернув зуб фантиком от конфеты, девочка закопала его и произнесла трогательные слова, идущие от сердца: она просила прощения у лягушонка, просила его вернуться и быть как брат и сестра. Лягушонок не вернулся, но верность своим словам Ирина сохранила и стала бережно относиться ко всему живому. «Я точ­но знаю, Чу­па, Аким, стре­козы – все они при­ходи­ли ко мне из-за то­го ля­гушон­ка, ко­торо­го я уби­ла в сол­нечный день, ког­да мне бы­ло че­тыре го­да, столь­ко же лет, как и ему, – в ля­гушачь­ем, ко­неч­но, из­ме­ренье. А без­домных со­бак я до сих пор не бо­юсь» [3, с. 81]. Это воспоминание показывает силу и верность детской клятве, пробуждение доброго и ответственного отношения к живому в сознании девочки.

Знакомя читателя с семьей Волковых, Ирина Краева затрагивает, наверное, самую острую педагогическую проблему взаимопонимания родителей и детей.

Пятиклассница Ирина знакомится с семиклассником Серёжей Волковым, мальчик сразу очаровал героиню. Между ними произошел такой диалог:

– А ты кем хо­чешь стать?

Он ду­мал. Я чувс­тво­вала: он ре­ша­ет, мож­но ли мне до­верить что-то важ­ное для не­го.

– Ты не смей­ся. По­жалуй­ста, – ска­зал Се­рёжа, и его че­люсть двигалась так, буд­то в неё вса­дили де­сять за­мора­жива­ющих уко­лов. То есть она поч­ти не дви­галась. – Я хо­чу, что­бы у ме­ня был сын. И мы бы с ним ни­ког­да не рас­ста­вались. Да­же во сне. Мы бы ле­тали с ним над мо­рем [3, с. 99].

Мечта семиклассника кажется читателю странной, мальчики 13-14 лет обычно хотят стать космонавтами, пожарными, спасателями, но никак не папами. Читая дальше, мы понимаем всю глубину этой мечты. Отец Серёжи напивался и бил маму. Тонкий и ранимый юноша не смог больше этого терпеть и застрелился из охотничьего ружья, когда никого не было дома. Мальчик страдал, видя беззащитность мамы. Вероятно, ему не хватало отцовской любви, вот он и решил уже в столь юном возрасте, что для своего сына будет самым хорошим папой. «Те­перь он те­бя бить не
бу­дет», – такую предсмертную записку оставил Серёжа [3, с. 102]. Ни мать, ни отца мальчик никак не называет. Вероятно, это свидетельствует о том, что юноша винил в происходящем взрослых: папу – за то, что бил, маму – за то, что терпела. Мать Ирины восклицает: «О чём Ре­на рань­ше ду­мала?! А сей­час раз­во­дит­ся. Про­сит де­нег за­нять, что­бы вы­купить у Вол­ко­ва квар­ти­ру. Го­ворит, ту­да Се­рёжень­ка до­рогу зна­ет. По­ло­ум­ная! Вна­чале про­кака­ют ре­бён­ка, а по­том чу­до по­давай! Не мо­гу это­го слы­шать да­же! Не на­до все­го это­го! Не хо­чу» [3, с. 102].

Эта трагичная история наглядно показывает, насколько важна для детей любовь родителей. Дети, растущие не в любви и ласке, а в криках и скандалах, очень переживают. Часто родители заблуждаются, думая, что ребёнок ещё ничего не видит и не понимает. А он всё видит, чувствует и страдает. В лучшем случае ребенок может остаться с психологической травмой, в худшем – как Серёжа… Данный эпизод полезно прочитать не столько детям, сколько родителям, чтобы посмотреть на себя глазами детей и почувствовать их переживания.

В конце повести мы видим девочку, думающую совсем не о детском и не по-детски. «Смерть – это не так уж пло­хо, ду­мала я. Вот пер­вая же­на у па­пы умер­ла. Для неё это очень пло­хо. Но за­то по­том па­па и ма­ма встре­тились. И ро­дилась я. Мо­жет быть, я ро­дилась, по­тому что пер­вая же­на па­пы хо­тела, что­бы он не ос­та­вал­ся без неё оди­ноким, жал­ким че­лове­ком? Мо­жет быть, она, уй­дя в жизнь не­бес­ную, не ос­та­вила его в зем­ной жиз­ни без сво­ей за­боты? И я ей дол­жна быть бла­годар­на, что ро­дилась» [3, с. 112]. Ребята во дворе стали шутить про покойников, выкрикивали стихи с черным юмором, рассказывали страшилки. Дети часто со смехом говорят на такие темы, не осознавая трагичности. Сквозь смех ребят маленькая Ирина вспомнила Прасковью Фёдоровну и её смерть. Девочка сразу взрослеет в наших глазах, её размышления уже не столь наивные и детские: «Нак­ра­пывал дож­дик. На клад­би­ще час­то нак­ра­пывал дождь. Я сто­яла и смот­ре­ла на фо­тог­ра­фию ба­буш­ки – чер­но­воло­сой чал­донки, в бла­город­ных ску­лах ко­торой прос­ту­пал её дед – ха­кас­ский та­тарин. И мне ка­залось, что её взгляд, пе­чаль­ный и доб­рый, стре­мит­ся ко мне не с ова­ла на бе­лом мра­море. А с се­рого ле­тяще­го не­ба, из зе­лёной ть­мы ко­лышу­щих­ся елей, из глу­бины пёс­тро­го клад­би­ща… Кап­ли сте­кали с лис­точков по­сажен­ной у па­мят­ни­ка ир­ги, с жёл­то­го в крас­ный. Па­дали на се­дую зем­лю, об­сы­пан­ную хво­ей, на во­рону, по­дос­певшую к ва­рёно­му яй­цу, на
ме­ня… И я, за­мирая, слу­шала шо­рох ка­пель, про­махи крыль­ев птиц, стук ве­ток, и ду­ша тро­галась в это об­щее нес­пешное дви­жение. Где бы­ла ба­буш­ка в этот миг, я не ду­мала, я зна­ла: она ря­дом, я под свет­лой за­щитой её, нав­сегда-нав­сегда»[3, с. 119-120].

Проживая каждую из этих историй вместе с маленькой девочкой, читатель наблюдает, как выстраивается характер героини, формируется личность маленькой Ирины.

Таким образом, погружая в детские воспоминания своего читателя, Ирина Краева помогает ему задуматься о важных и вечно актуальных вопросах: об отношении к родине большой и малой, о взаимоотношениях между членами семьи, о жизни и ее оборотной стороне - смерти, о мечте и её осуществлении, о доброте и равнодушии. «Уроки понимания» себя среди людей интересны как детям, так и взрослым. Повесть написана увлекательно, динамично, доверчиво и эмоционально. Поэтому погружает читателя любого возраста в атмосферу сопереживания, осмысления поступков, дает возможность открыть их педагогическую глубину и живой опыт понимания другого человека. «Самое главное – дети в произведениях И. Краевой <…> думают и говорят, как современные дети, они жизнеподобны, узнаваемы, поэтому интересны современным читателям-школьникам» [4, с. 44]. Н. Е. Кутейникова рекомендует это произведение как для учеников 5-7 классов, так и для учащихся 8-9 классов [4, с. 43]. Чтение этой маленькой повести полезно также родителям и педагогам, потому что автор дает возможность посмотреть на взрослых глазами детей, а это трудный путь самоанализа и переоценки своего поведения, отношения к людям. «Каждое время выстраивает свой образ детства, который складывается, как стеклышки в калейдоскопе в неповторимые яркие узоры, в которых проникающий свет помогает нам увидеть и красоту, и таинство, и изящество, и разнообразие, и фантазию этого творения» [1, с. 53]. Понимание важности педагогического потенциала воспоминаний детства необходимо каждому будущему учителю и воспитателю.

 

Литература:

  1.                Галицких, Е.О. Художественные образы девочек в современной детской литературе // «Школьная библиотека сегодня и завтра», 2015, №3. – Стр. 49-53.
  2.                Галицких, Е.О. Духовность как междисциплинарное понятие гуманитарного образования // Духовность как антропологическая универсалия в современном литературоведении. - Киров: ВятГГУ, 2009. - 195 с.
  3.                Краева, И. Баба Яга пишет. – СПб.: Лимбус Пресс, 2014. – 138 с.
  4.                Кутейникова, Н. Е. Жизнь и игра в современной детско-подростковой литературе // Инновационный поиск словесников: практики гуманитарного образования: учебно-методическое пособие /сост.: Е. О. Галицких, Т. К. Косолапова – Киров, Изд-во ООО"Радуга-Пресс", 2015. – Стр. 40 – 45.
  5.                Лузина, Л.М. Человек в проблемном поле воспитания. - Псков: ПГПУ, 2008. - 288 с.
  6.                100 форм работы по продвижению чтения и не только: словарь-справочник для библиотекаря. - М.: Библиомир, 2015. - 175 с.
  7.                Книга в руках учителя и ученика/ авт.-сост. Е.О.Галицких, Л. В. Мошкина. - Киров, Изд-во ООО"Радуга-Пресс", 2014. - 223 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. Т.1. 75-77):
Спецвыпуск 1 (213 с.)

Молодой учёный